Развитие воображения дошкольника – управление эмоциями и познанием

Воображение – это психическая деятельность, характеризующаяся созданием новых образов на основе имеющихся представлений, не встречающихся в действительности. Это свойство психики создавать образы в сознании. Процесс воображения отображает окружающий мир человека на высших психических уровнях. Эта функция свойственна только человеку, так как она отображает его восприятие окружающего мира на высших психических уровнях.

Блок Представление. Что такое репрезентация знаний? 

В когнитивной психологии одним из самых важных структурных элементов познавательного аппарата человека называют процесс репрезентации знаний.

Репрезентация (фр. representation — представительство) — это опосредованное отображение в сознании человека образов восприятия предметов, событий.

Существуют различные теории, по-разному объясняющие процесс репрезентации знаний. Так Роберт Солсо (скачать книгу Роберт Солсо «Когнитивная психология. 6 изд.») выделяет пять моделей:

1.1. Кластерная модель.

Все понятия объединены в кластеры. Существует признаки, которые позволяют объединять в группы. Так, например, воробей, орел, страус легко размещаются в группу: птицы. Воробей, синица, снегирь, трясогузка в кластер: певчие птицы. Беркут, орел, сокол в группу: хищные птицы. В тоже время, страус, курица, гусь, корова, овца – это группа домашних птиц и животных. Страусы, зебры, антилопы гну – это представители фауны Африки.

1.2. Теоретико – множественная модель.

Все понятия представлены в виде групп элементов, скоплений информации. Отличие этой модели от кластерной в том, что кроме ряда типичных элементов одной группы существует разделение по атрибутам, свойствам элементов, по ассоциациям. Так домашние животные умеют бегать, соответственно страус также бегает или представители фауны Африки постоянно мигрируют, соответственно страусы мигрируют. Атрибутами, объединяющими элементы, являются понятия: бегать и мигрировать.

1.3. Модель сравнительных семантических признаков.

Эта модель отличается от предыдущих тем, что выделяются ключевые свойства понятия, определяющие признаки и характерные признаки, являющиеся не ключевыми, случайными. При сравнении понятий субъект склонен выделять сначала типичные, определяющие признаки, по которым происходит объединение в группы и только затем могут выделяться условные, случайные признаки. Так смартфон в первую очередь — это средство связи точно также, как и стационарный телефон, при этом смартфон — это устройство для игр во вторую очередь, а стационарный телефон — это вторично элемент обстановки.

1.4. Сетевая модель.

Понятия связаны между собой ассоциациями, набором свойств. Так собака – это животное. Это домашнее животное. Это друг. Это защитник. Это любимец. Это существо с четырьмя лапами. Собака лает. Собака может скулить. Подобные признаки, характеристики существуют не сами по себе, а соединены в обширные сети. Слово собака связано со многими другими словами, при этом наборы свойств отображаются на разных уровнях, узлах.

1.5. Нейрокогнитивная модель.

Данная модель предполагает, что знания человека представлены в форме организации нейронных сетей. Точно также, как каждый нейрон связан тысячами синапсов с другими нейронами, каждое понятие связано с другими понятиями множественными отношениями. Возникают ассоциативные связи между словами, порождающие поток и постоянный переход от начального стимула, раздражителя в любом возможном направлении.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО "Что говорить, если на тебя наезжает начальник? Что говорить при увольнении?!"

Читайте также:  Хватит прокрастинировать, пора решаться и действовать

Функции воображения

Человек без воображения — редкость. В нашем окружении всегда найдутся люди прагматичные и приземленные, их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами, но говорить о том, что у них нет творческого мышления и фантазии, нельзя. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в спящем состоянии. Такие люди не используют творческие возможности головного мозга. Способность воображать дает возможность быть индивидуальным и выделиться из серой массы.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с памятью, мышлением и восприятием. Связь мышления и воображения дает возможность найти выход из тяжелых жизненных ситуаций, решить задачи с неопределенными условиями. Если необходимо воспроизведение ситуаций из прошлого опыта, то человек находит в памяти образы, сохраненные им ранее.

Создание мысленных образов предшествует итогу каждой деятельности, становясь стимулом для творческого процесса. Но функции воображения не только в этом, в психологии выделяют 5 его задач:

  1. Прагматическая — для решения практических проблем.
  2. Психотерапевтическая — для регуляции эмоций, физиологических состояний и психических процессов. Например, эффект плацебо является яркой иллюстрацией этой функции воображения.
  3. Познавательная — регуляция памяти, внимания, речи и других средств познания. Человек часто проговаривает в уме слова, прежде чем произнести их, а вспоминая какой-то факт, мы пытаемся воссоздать свои ощущения, когда впервые узнали об этом событии (запахи, эмоции, разговоры, звуки и т. д.).
  4. Планирование деятельности.
  5. Формирование образов и манипуляция ими в уме для программирования различных ситуаций.

Это явление можно различать не только по выполняемым функциям, есть еще и различные виды воображения.

Виды и функции воображения ребенка

В психологии различают познавательное и эмоциональное детское воображение. Эмоциональное направлено на регуляцию испытываемых чувств и становление личностного Я, а познавательное способствует пониманию окружающей действительности. Оба вида в младшем дошкольном возрасте задействуются непроизвольно. Только к 6 годам ребенок научается преднамеренно придумывать замысел, чтобы последовательно его реализовать.

Читайте также:  Жалость к себе – это хорошо или плохо?

Непроизвольное

Взрослые нередко поражаются свободным детским выдумкам и озадачиваются, почему ребенок не может или не хочет пофантазировать на заданную тему. Но до 5 лет причины исключительно объективные – младший дошкольник еще не умеет управлять своим воображением.

Непроизвольное воображение характеризуется тем, что замысел возникает стихийно и связан с предметами, историями или происшествиями, которые ребенка удивили и взволновали. Это может быть сказочный сюжет или герой из мультфильма, яркая игрушка или необычное событие.

Воображение как будто ведет мысли ребенка за собой, подсказывая ему идеи для создания образа. Его главная особенность в младшем дошкольном возрасте – отсутствие контроля над процессом.

Виды и функции воображения ребенка

Произвольное

Элементы произвольности появляются по достижении пятилетнего возраста. Произвольное воображение также называется активным. Часто спусковым механизмом выступает поставленная задача: например, выполнение действий своего героя в ролевых играх. Чтобы изобразить ковбоя, космонавта или Мальвину, фантазии приходится работать в полную силу – ведь роль необходимо отобразить как можно точнее.

Не стоит ждать, когда у дошкольника пробудится умение целенаправленно подключать воображение. Задача взрослого —  стимулировать ребенка к придумыванию образов. Можно вместе вспомнить и обсудить детское произведение, обратить внимание на отдельных персонажей, рассмотреть варианты создания образа.

В рамках произвольного воображения выделяется 3 вида:

  • Воссоздающее – задача заключается в представлении ребенка с последующим описанием объекта или предмета, которого он не видел. Пример: несуществующее животное, житель Марса или Луны.
  • Творческое воображение – дошкольник создает новые образы на основе личного восприятия, отойдя от известных шаблонов и отодвигая границы.
  • Мечты – от фантазий ребенка, что он получит на день рождения, до представлений, кем станет, когда вырастет.

Познавательная функция

Воображение выполняет две важнейшие функции. Познавательная обеспечивает устранение «белых пятен». В сознании ребенка уже сложилось некое представление об окружающем мире, но многие пробелы пока не заполнены. Способность оперировать образами «заполняет» эти пятна, помогает получить неизведанные еще впечатления.

Читайте также:  Как распознать психоз и вовремя оказать помощь?

Кроме того, воображение помогает объяснить смысл действий человека, если в силу возраста малыш не понимает, почему кто-то плачет, смеется или делает нечто непонятное.

Чем старше дошкольник, тем больше он учитывает природные закономерности в своих фантазиях. Ему важно придумывать образы, в которых наряду с фантастическими качествами присутствовали бы реальные характеристики.

Аффективная функция

Виды и функции воображения ребенка

Аффективная функция воображения дошкольника направлена на отстаивание и защиту собственного Я. Взаимосвязь тревожности и воображения помогает избежать травмы.

Эмоциональная зацикленность на определенных переживаниях неосознанно подталкивает ребенка к моделированию значимой для него ситуации одним из известных ему способов:

проигрывается воздействие или ситуация, негативно сказавшиеся на психике. Многочисленные повторения помогают отстраниться от самого события и превратиться из участника в наблюдателя.

необходимости самоутвердиться ребенок создает ситуации, в которых он чувствует себя героем. Он ставит себя на место многочисленных супергероев и спасает миры, ощущая ловкость, смелость и могущество. Частые повторения ситуаций с победами и успехами помогают дошкольнику повысить самооценку.

Виды воображения

Воображение бывает преднамеренное и непреднамеренное

Подобно процессам памяти, процессы воображения разделяются по степени волевых усилий на преднамеренные и непреднамеренные.

Непреднамеренная работа воображения разворачивается в грезах, снах или полусонном состоянии.

Образы создаются самопроизвольно и в необычных комбинациях.

Это пассивный процесс, независящий от желаний человека, в котором часто воплощаются его неудовлетворенные потребности.

Преднамеренное воображение – это целенаправленный процесс создания конкретных образов человеком по собственной воле. Он сам контролирует и направляет свои представления в зависимости от ситуации, осознавая цель и мотивы своих действий.

Произвольное воображение имеет такие формы, как воссоздающее (воспроизведение какого-либо образа по его характеристикам) и творческое воображение (воплощение нового образа путем собственного домысливания).

Воссоздающее воображение работает, когда, имея конкретное описание объекта, человек представляет его полный образ. Например, при чтении художественной литературы, складывается мысленное представление об описанных персонажах или событиях.

Творческое воображение – это создание нового образа с помощью дополнений и преобразований существующего. Этот вид воображения является основой искусства.

В процессе творчества в основном работает активное воображение, происходит сознательное формирование образа. Творец позволяет взглянуть на мир с другой стороны, пользуясь своими средствами выражения.