Психоз: виды, причины, признаки, симптомы и лечение

В современной психиатрии под термином «психоз» понимают глубокое, тяжелое, ярко выраженное расстройство психической сферы. При психозах демонстрируемые больным реакции явно противоречат реально существующей ситуации, что проявляется в грубом нарушении восприятия окружающей действительности, сильной дезорганизации поведения больного.

Лечение

Что можете сделать вы

Вам важно выстроить грамотные отношения с больным ребёнком. В их поведении должна быть последовательность и уверенность. Следует избегать ситуаций стресса, ссор и домашних конфликтов, обстановка в семье должна быть благоприятной для выздоровления малыша.

При устранении физической причины заболевания, оно постепенно проходит. Поэтому важно правильно выявить источник болезни и приложить усилия для его ликвидации.

При обнаружении отклонений в поведении ребёнка, разумно обращаться за консультацией специалиста.

Что делает врач

Для детей, подверженных психозам, требуется постоянное наблюдение доктора (психиатра, психолога, например). В ряде случаев может потребоваться терапевтическая помощь, индивидуальные или семейные сеансы у психолога, коррекция поведения ребёнка. При сложных формах заболевания доктор может назначить лекарственные препараты.

Лечение

Что можете сделать вы

Для того чтобы вылечить нарушение психики у несовершеннолетнего пациента, необходимо участие и врачей, и родителей, и преподавателей — всех людей, с которыми контактирует ребёнок. В зависимости от типа заболевания, лечить его можно психотерапевтическими методами или с применением медикаментозной терапии. Успех лечения напрямую зависит от конкретного диагноза. Некоторые заболевания являются неизлечимыми.

Задача родителей — вовремя обратиться к врачу и дать подробную информацию о симптомах. Необходимо описать наиболее значимые несоответствия текущего состояния и поведения ребёнка с прежними. Специалист обязательно рассказывает родителям, что делать с расстройством и как оказать первую помощь во время домашнего лечения, если ситуация обострится. На период терапии, задача родителей — обеспечить максимально комфортную обстановку и полное отсутствие стрессовых ситуаций.

Что делает врач

В рамках психотерапии психолог беседует с пациентом, помогая ему самостоятельно оценить глубину переживаний и разобраться в своем состоянии, поведении, эмоциях. Цель — выработка правильной реакции на острые ситуации и свободное преодоление проблемы. Медикаментозное лечение предусматривает прием:

  • стимуляторов,
  • антидепрессантов,
  • успокоительных,
  • стабилизирующих и антипсихотических средств.

Лечение психоза

  • больной представляет непосредственную опасность для себя или окружающих;
  • больной беспомощен и не может самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности;
  • здоровью может быть нанесен вред, если человек останется без психиатрической помощи.

Что надо делать, чтобы быстро и эффективно избавиться от психоза?

  • Помните что психоз такая же болезнь, как и другие. Она ничуть не более постыдная. Многие специалисты сравнивают психоз с астмой. Оба заболевания нуждаются в лечении, иначе будут тяжелые последствия. Обе патологии лечатся медикаментами, которые необходимо принимать строго по схеме, и от обеих болезней можно вылечиться.  
  • Начинать лечение необходимо при первых проявлениях психоза. В этом случае курс терапии длится 1,5-2 месяца. В запущенных случаях потребуется 6-12 месяцев лечения.  
  • Обязательное условие выздоровления – правильно подобранное медикаментозное лечение. Психиатр индивидуально назначает препараты и их дозировку. Строго соблюдайте его рекомендации. Если вы заметите признаки ухудшения состояния, то сообщите врачу, и он скорректирует дозу лекарств.  
  • Поддержка родных, доброжелательное отношение, понимание. Человек, окруженный друзьями, практически всегда выздоравливает. Необходимо иметь одного близкого человека, с которым можно поделиться своими переживаниями и ощущениями. Это может быть кто-то из родственников или психотерапевт.  
  • Планы на будущее, семья, работа, увлечения. Это позволяет быстро вернуться в нормальную среду и чувствовать себя полноценным человеком.  
  • Установите границы. Есть вещи, которые делать нельзя никому из членов семьи, ни больным, ни здоровым: кричать, иронизировать над другими людьми, проявлять насилие.  
  • Физическое здоровье – основа психического благополучия. Поэтому не оставляйте без внимания острые и хронические заболевания. Ведите здоровый образ жизни, будьте физически активны. Пешие прогулки, плаванье должны стать обязательной частью вашего распорядка дня.  
  • Избегайте стрессов. Помните, что стрессы, ссоры, расставания с близкими людьми отдаляют выздоровление.

Чего делать не надо?

  • Самостоятельное уменьшение дозы или отмена лекарств – самая главная ошибка среди больных психозом. Не делайте этого, даже если вам кажется, что вы полностью здоровы, иначе болезнь вернется с новой силой. А каждый новый приступ победить все сложнее. Иногда у больного человека возникает мысль, что с помощью препаратов другие люди пытаются контролировать его психику или что без лекарств жизнь была ярче. Задача близких – отговорить его от отказа от лечения. Помните, нелеченный психоз грозит потерей интеллектуальных способностей и инвалидностью.
  • Не превышайте дозу препарата. Больше, не значит лучше. Вы можете спровоцировать серьезные побочные эффекты.
  • Не торопите врачей с выпиской из стационара, даже если вы чувствуете себя абсолютно здоровым, и родственники поддерживают ваше решение поскорее вернуться домой. Врачи утверждают: лучше один раз довести лечение до конца, чем потом лечить многочисленные повторные приступы с помощью более тяжелых препаратов.
  • Чрезмерная опека и контроль со стороны родственников вредят успеху лечения. По статистике вероятность рецидивов в семьях, где больного контролируют, достигает 65%, а в тех, где ему доверяют самостоятельно принимать лечение, составляет около 20%.
  • Не употребляйте алкоголь. Он не сочетается с большинством препаратов для лечения психоза.
  • Не перегревайтесь. Нежелательно длительно перебывать на солнце, ездить на отдых к морю, париться в бане. Перегрев плохо влияет на работу головного мозга.
  • Не стоит переезжать или путешествовать. Смена места жительства – большой стресс, который может вызвать обострение симптомов. Однако это не касается возвращения домой. Переезд в родные места часто способствует быстрому выздоровлению.

Что делать и как себя вести если у ребенка психоз?

Причины возникновения и особенности психозов у детей. Разновидности детских психозов. Современные методы терапии расстройств у подростков и малышей.

Психозы у детей — нарушение психического благополучия ребенка, характеризующееся затруднениями в разграничении реальности и фантазии. Такое состояние мешает адекватно реагировать на происходящие события.

Психоз является первопричиной нарушений мышления, речевой активности, эмоциональных реакций, поведения малыша.

Причины возникновения и симптомы психоза у ребенка

За подростковым психозом, как и детским, стоят всевозможные причины.

Некоторые состояния оказывают кратковременное влияние на психику ребенка, и устранение раздражающего фактора способствует быстрому восстановлению нормального эмоционального фона.

Другие причины требуют продолжительных терапевтических мер. Наиболее распространенными причинами формирования психического нарушения являются:

Что делать и как себя вести если у ребенка психоз?
  • применение медикаментозных препаратов некоторых групп;
  • подъем температурных показателей тела до высоких значений;
  • заражение нейроинфекцией;
  • сбои в функционировании эндокринной системы;
  • воздействие стрессовой ситуации;
  • нахождение в психотравмирующей ситуации;
  • генетическая предрасположенность.

Расстройство может являться самостоятельной патологией, к формированию которой приводит родовая травма, химическая либо алкогольная интоксикация. В большинстве случаев дети с врожденными аномалиями развития испытывают психические проблемы, начиная с раннего возраста.

У детей психические нарушения могут проявляться различными симптомами в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей. Основными признаками развития психического нарушения служат:

  • бред;
  • галлюцинации;
  • нарушение ориентации в пространстве;
  • утрата ясности сознания;
  • затруднения в восприятии самого себя.

При формировании галлюцинаций и бреда дети интерпретируют происходящие события в искаженной форме, произносят несуразные фразы, смеются в неподходящих ситуациях. Такие дети слышат и видят вещи, которые не существуют, испытывают неконтролируемые вспышки гнева. Длительное течение заболевания провоцирует трудности в дальнейшем социальном и психологическом развитии, созревании психики.

При психозе ребенок становится вялым, пассивным, заторможенным, наблюдаются нарушения сна. В таком состоянии проявляется скупость эмоций, влекущая за собой замыкание в собственной личности. На фоне психического неблагополучия развиваются интеллектуальные нарушения. К проявлениям заболевания относится детская ранняя шизофрения, атипичный детский психоз, аутизм.

Оказание профессиональной помощи

Кратковременные припадки психоза у ребенка проходят сразу же после исчезновения их причины. Более тяжелые заболевания требуют длительной терапии, часто в стационарных условиях больницы. Специалисты для лечения детских психозов используют те же препараты, что и для взрослых, только в подходящих дозах.

Лечение психозов и расстройств психотического спектра у детей предполагает:

  • назначение антипсихотиков, антидепрессантов, стимуляторов и т.д.;
  • консультации профильных специалистов;
  • семейную терапию;
  • групповую и индивидуальную психотерапию;
  • внимание и любовь родителей.
  • Если родители смогли выявить сбой психи у своего чада вовремя, то для улучшения состояния обычно достаточно нескольких консультаций с врачом-психиатром, психологом. Но встречаются случаи, которые требуют длительного лечения и нахождения под наблюдением докторов.

    Психологический сбой у ребенка, который связан с его физическим состоянием, излечиваются сразу же после исчезновения основного заболевания. Если болезнь была спровоцирована пережитой стрессовой ситуацией, то даже после улучшения состояния малыш требует к себе особого отношения и консультаций психотерапевта.

    В крайних случаях при проявлениях сильной агрессии малышу могут прописывать транквилизаторы. Но для лечения детей использование тяжелых психотропных препаратов применяется только в крайних случаях.

    Читайте также:  Панические атаки при вегетососудистой дистонии

    В большинстве случаев, психозы, перенесенные в детстве, не возвращаются во взрослой жизни при отсутствии провоцирующих ситуаций. Родители выздоравливающих детей должны полностью соблюдать режим дня, не забывать о ежедневных прогулках, сбалансированном питании и, при необходимости, заботиться о приеме препаратов своевременно.

    Малыша нельзя оставлять без внимания. При малейших нарушениях его психического состояния необходимо обращаться за помощью к специалисту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

    Для лечения и избежания последствий для психики ребенка в будущем необходимо соблюдать все рекомендации специалистов.

    Каждый родитель, беспокоящийся о психическом здоровье своего ребенка должен помнить:

  • не забывать, что психоз – это заболевание, которое нуждается в лечении;
  • лечение нужно начинать своевременно, не затягивать поход к специалистам;
  • необходимо проконсультироваться с несколькими специалистами, потому что правильное лечение – залог успеха;
  • для лечения и профилактики болезни важна поддержка родных и близких;
  • доброжелательность по отношению к больному ускоряет процесс лечения и обеспечивает стойкий результат после излечения;
  • после лечения малыша необходимо вернуть в нормальную среду, строить планы на будущее;
  • необходимо создавать спокойную атмосферу в семье: не кричать, не практиковать физическое или моральное насилие;
  • заботиться о физическом здоровье малыша;
  • не допускать стрессы.
  • Любовь и забота — то, что необходимо любому человеку, тем более маленькому и беззащитному.

    Могут ли работать люди, страдающие психозом

    Своевременная и адекватная врачебная помощь дает человеку с психическим расстройством возможность жить полноценно: получать образование, заниматься любимым делом, создавать семью и заводить детей.

    Могут ли работать люди, страдающие психозом

    Детский психоз может развиться по самым различным причинам: спровоцировать острое состояние может высокая температура, инфекционные заболевания, эндокринные нарушения, нейроинфекции, стрессовые факторы, психические травмы и наследственная предрасположенность. Психоз проявляется бредом, галлюцинациями, странностями в поведении и нелогичной реакцией на события. Самостоятельное оказание помощи не рекомендуется, необходима квалифицированная помощь детского психиатра.

    Могут ли работать люди, страдающие психозом

    Консультанты клиники «IsraClinic» будут рады ответить на любые вопросы по данной теме.

    Могут ли работать люди, страдающие психозом

    Я подтверждаю, что принимаю условия согласия на обработку персональных данных.

    Могут ли работать люди, страдающие психозом

    Как правило, типичным проявлением психоза у детей является именно наличие галлюцинаций и бредовых мыслей. К примеру, ребенок может поверить в то, что он – герой мультфильма или сказки, воображать, что с ним рядом есть персонажи этого мультфильма, проявлять эмоции в соответствии с действиями воображаемых героев. Также ребенок может высказывать мысли, не соответствующие реальности.

    Могут ли работать люди, страдающие психозом

    Этиология и патогенез шизофрении, шизотипических и бредовых расстройств

    Учитывая то, что большинство заболеваний, рассматриваемых в рубрике F 2, традиционно чаще всего рассматривались в рамках шизофрении, и, принимая во внимание оговорки, сделанные в начале главы, существующие сегодня представления в отношении генетики шизофрении, могут быть в значительной степени экстраполированы на всю группу этих психозов.

    Как уже говорилось выше, приоритет понимания природы шизофрении в качестве биологического мозгового процесса принадлежит Э. Крепелину. Он связывал развитие психоза с аутоинтоксикацией в связи с нарушением функционирования половых желез. В дальнейшем токсическая теория шизофрении приписывала ведущую роль в происхождении заболевания накоплению некоторых продуктов белкового обмена – продуктов азотистого распада. Однако попытки обнаружения в организме больных шизофренией каких-то токсических веществ оказались безуспешными. Эти исследования тем не менее дали толчок к изучению биохимических и иммунологических механизмов патогенеза эндогенных психозов. Сама идея роли токсического фактора оказалась достаточно плодотворной и получила экспериментальное подтверждение. Воздействие так называемого активного фактора на клетки нервной системы у больных шизофренией приводит к образованию аутоантигенов и аутоантител, которые в свою очередь могут повреждать ткани мозга. Существует зависимость между количеством этих патогенных субстратов в сыворотке крови и степенью злокачественности болезненного процесса.

    Другим достижением работы исследователей в этом направлении явилось выявление роли биогенных аминов. Опыт разработки и применения атипичных нейролептиков подтвердил гипотезу о патогенетическом значении нарушений обмена основных медиаторов ЦНС (дофамина, серотонина, норадреналина). Высказываются предположения о специфичности дисбаланса деятельности норадреналиновых и дофаминовых рецепторов, обусловливающей нейротрансмиттерные расстройства при шизофрении (катехоламиновая гипотеза). Сторонники индоловых гипотез указывают на дисбаланс обмена серотонина и других индоловых производных как на причину клинических проявлений заболевания (его негативных симптомов). В работах последних лет также подчеркивается роль нарушения функции ферментативных систем, участвующих в обмене биогенных аминов.

    Считается установленным значение наследственного фактора. Частота шизофрении у ближайших родственников больных в несколько раз выше, чем в среднем в популяции. Конкордантность однояйцевых близнецов по шизофрении также достоверно выше, чем у двуяйцевых. С другой стороны, заболеваемость у лиц, воспитанных приемными родителями, коррелирует с наличием наследственной отягощенности по линии биологических и наоборот – состояние здоровья приемных родителей существенно не влияет на заболеваемость детей.

    Несмотря на то, что к настоящему времени накоплены многочисленные данные, подтверждающие роль биологических факторов в происхождении шизофрении и родственных ей психических заболеваний, единая биогенетическая концепция их сущности еще не создана.

    Существуют также психогенетические, психосоциальные модели (гипотезы) шизофрении, которые рассматривают дефекты воспитания, дисгармонию внутрисемейных отношений в раннем детском возрасте в качестве причин нарушения интерперсональных отношений, социальной адаптации в дальнейшем. Эти теории по большей части остаются умозрительными, хотя психогении достаточно часто могут играть роль триггерных факторов, реализующих церебральную или наследственную предиспозицию.

    Таким образом, наиболее убедительной представляется на сегодняшний день синтетическая модель, интегрирующая действие различных как биологических, в том числе наследственных (возможно, психогенных), так и средовых факторов, определяющих возникновение, клинические проявления и течение шизофрении.

    Виды психозов при эпилепсии

    Одним из первых исследователей, который изучал психозы при эпилепсии, стал французский психиатр Жан-Этьен Доминик Эскироль. Этот человек предложил свою классификацию психических расстройств при данном неврологическом заболевании.

    По Эскиролю, различаются психозы при эпилептической болезни с:

    • галлюцинаторным;
    • кататоническим (расстройства двигательной функции);
    • бредовым;
    • маниакальным;
    • депрессивным синдромами.

    Существует другая известная классификация психических нарушений на фоне эпилепсии, предложенная автором многих работ Казаковцевым Борисом Алексеевичем. Согласно данной классификации выделяют такие виды эпилептического расстройства психики:

  • транзиторный;
  • иктальный (припадочный);
  • постиктальный (состояние, которое возникает после припадка, характеризующееся постепенным возвращением сознания у больного);
  • интериктальный (психоз, наблюдаемый у человека между приступами эпилепсии).
  • В Международной классификации болезней (МКБ — 10) также выделяется эпилептический психоз БДУ, то есть «без дополнительных уточнений», в категории Неуточненных психических расстройств, связанных с эпилептическим заболеванием.

    Психозы у детей

    У детей психозы протекают тяжело. Для заболевания характерно нарушение способностей  различать реальность и фантазию, а также возможность адекватно оценивать происходящее. Любой тип нарушения душевного состояния существенно вредит жизни малыша. Заболевание создает проблемы в мышлении, в контролировании побуждений, проявлении эмоций, а также портит отношения с другими людьми.

    Психоз у детей принимает разные формы. Распространены галлюцинации, когда ребенок слышит, видит, осязает, обоняет и ощущает на вкус то, чего не существует. Малыш придумывает слова, смеется без причины, сильно раздражается по любому поводу, а также беспричинно.

    Пример психоза у детей: после прочтения сказки «Золушка» ребенок воспринимает себя главной героиней и верит, что злая мачеха находится рядом в комнате. Такое восприятие малышом относят к галлюцинациям.

    Нарушение душевного состояния у детей возникает из-за кратковременных, а также длительных физических состояний, длительного использования лекарств, нарушенного гормонального равновесия, высокой температуры, менингита.

    Психоз у ребенка 2-3 лет во многих случаях заканчивается, когда разрешаются его проблемы или немного притупляются. В редких случаях полное выздоровление наступает после вылечивания основного заболевания.

    Заболевание у ребенка 2-3 лет диагностируется после неоднократного осмотра в течение нескольких недель. В диагностике принимают участие детский психиатр, невропатолог, отоларинголог, логопед.

    Диагностические процедуры заключаются в тщательном физическом и психологическом обследовании, лонгитюдном наблюдении за поведением малыша, тестировании умственных способностей, а также проверки слуха и речи. Заболевание у детей лечится специалистами только после тщательного обследования.

    Психоз после наркоза

    Психоз после операции возникает сразу непосредственно или спустя две недели. Такие нарушения отмечаются после нейрохирургических операций на головном мозге. Для послеоперационного нарушения душевного состояния характерно спутанное сознание или оглушение сознания, аффективно-бредовое расстройство, психомоторное возбуждение. Причиной выступает влияние наркоза. Выход из наркоза сопровождается онирическими эпизодами с аутоскопическими галлюцинациями или фантастическими комбинированными галлюцинациями, а также отмечается эмоциональным состоянием, которое близко к экстатическому.

    Психоз после наркоза близок в воспоминаниях больного к полетам в направлении манящего источника ослепительного света, представляющимся раем в ярких тонах. У пожилых людей вероятность послеоперационного нарушения душевного состояния намного выше.

    Психоз после инсульта

    Психические нарушения зачастую появляются сразу в первую неделю после инсульта. Причиной психоза после инсульта выступает отек мозговой ткани. Своевременная правильная коррекция состояния улучшает самочувствие пациента. Такие нарушения при лечении проходят за несколько дней.

    Диагностика психоза

    Диагностическое обследование включает изучение особенностей клинической картины, а также характерной динамики расстройства психики. Большинство симптомов заболевания возникают в облегченной форме, еще до возникновения болезни и выступают ее предвестниками.

    Первые признаки очень затруднительно распознать. Самые первые симптомы, на которые следует обратить внимание это перемены в характере (беспокойство, раздражительность, сердитость, нервозность, расстройство сна, гиперчувствительность, потеря интересов, отсутствие аппетита, необычный и странный вид, безинициативность).