Психологические особенности подростков с девиантным поведением

С задачей составления психолого-педагогической характеристики на учеников своего класса знаком каждый классный руководитель. И каждый раз придумывать что-то заново не хочется, лучше иметь готовый шаблон на основе которого легко подготовить необходимый документ.

Пример «Характеристика ребенка с девиантным поведением»

Психологические особенности ребенка. Эмоционально-волевая сфера: Во время пребывания ребенка в школе – уроках, переменах и внеурочных занятиях, постоянно наблюдаются поведенческие нарушения, которые проявляются в неумении и нежелании контролировать свои действия, управлять собой, неусидчивости, раздражительности, вспыльчивости, драчливости. Мальчик не выполняет правила школьной организации на переменах, требования учителя на уроках. Ребенок предложенные задания начинает выполнять с интересом, видит ошибки, переживает неудачи, но не стремиться преодолевать трудности конструктивным путем. Испытывая эмоциональный дискомфорт, реагирует неадекватно – проявляет неуверенность, раздражается, плачет, ведет себя капризно, вспыльчиво, истерично (ломает карандаши, рвет тетради, грубит, пинает стол, срывается с рабочего места, выбегает из класса). С трудом поддается педагогическим воздействиям. Работоспособность и продуктивность деятельности снижены. Мальчик подвижный, эмоционально неустойчив, легко возбудим, склонен к бурным эмоциональным проявлениям, агрессивным действиям. Адекватность и критичность снижены в силу импульсивности ребенка и трудности целенаправленной деятельности, особенно в ситуации утомления. Частые перепады настроения, эмоциональные вспышки по незначительному поводу мешают ребенку быть внимательным, организованным. Коммуникативная сфера: Не выражена потребность в позитивном общении с окружающими людьми. Стремится быть ведущим, но при этом не принимает позицию собеседника, не уступает, не оказывает дружескую поддержку. Ведет себя с одноклассниками агрессивно. В играх не выполняет правила общения, диктует свои условия. При неудачах выходит из равновесия, проявляет несдержанность, агрессию. Не умеет контактировать со сверстниками. Не проявляет волевых усилий для развития умения взаимодействовать с одноклассниками, социально адекватных способов общения и саморегуляции. Незрелость эмоционально-волевой и коммуникативной сферы приводит к дезадаптации – неспособности произвольной регуляции поведения, неумения соблюдать нормы взаимоотношений с окружающими людьми – сверстниками, взрослыми, что влияет на психологический комфорт в кругу сверстников, способность к организации личной жизни и сосуществованию с людьми социального окружения, а в целом — на эмоционально-психическую организацию личности ребенка. Мотивационная сфера: Выявлено положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Недостаточно сформирована «позиция» ученика, он не осознает своих задач как школьника. Снижена степень выраженности познавательного и социального мотивов учения. Незрелость школьной мотивации, преобладание игровых и внешних мотивов, осложняет ход нормативного возрастного развития. Социальная адаптация: Ребенок дезорганизован и дезадаптирован. Не понимает и не принимает роли учителя, не признает позицию учителя. Не стремится усвоить социальные нормы поведения, овладеть требованиями школьной дисциплины, усвоить новые обязанности, связанные с учебной работой. Не способен мобилизовать интеллектуальные и волевые силы. На занятиях балуется, отвлекается, делает чаще то, что ему хочется, а не то, что требует учитель. Не сдерживает и выражает вслух свои мысли и эмоции. Пренебрегает правилами школьной жизни. Психическая неуравновешенность серьезно влияет на качество учебного процесса, эмоциональную зрелость, поведение. Структура выявленных у ребенка поведенческих нарушении следующая: Негативное восприятие системы отношений в школе; Повышенная эмоциональная возбудимость; Чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций; Отсутствие установки на преодоление препятствий; Низкий самоконтроль отрицательно воздействуют на формирование и развитие социальной позиции ребенка, успешность учебной деятельности, адаптацию к школьной жизни, психическое здоровье ребенка.

Пример «Характеристика ребенка с девиантным поведением»
Пример «Характеристика ребенка с девиантным поведением»

Пример «Характеристика ребенка с девиантным поведением»

Правила проведения психолого-педагогической экспертизы

Существуют достаточно чёткие правила для составления характеристики на ученика. Одно из фундаментальных требований к проведению психолого-педагогической характеристики — объективность. Не менее важно тщательно проанализировать факторы, влияющих на развитие ребенка в комплексе, с обязательным учетом особенностей ученика. Обращаться с ребенком следует максимально деликатно, сводя к минимуму всякое принуждение или давление на него. Только в этом случае психолого-педагогическая характеристика на ученицу или ученика может быть максимально объективной и полезной.

Характеристику на ученика пишет классный руководитель, подписывает директор школы. При написании психологической характеристики ребенка может потребоваться помощь школьного психолога, результаты тестирования и диагностики.

Структура личностной направленности

Направленность личности, так же как и стремление человека к какой-либо конкретной цели, не появляется из ниоткуда и не является чем-то стабильным.

Формируется направленность поэтапно. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой появляются структурные компоненты направленности личности:

Структура личностной направленности
  1. Влечение. Это примитивная, биологическая форма направленности. Влечение – не осознаваемая или недостаточно осознанная потребность. Если влечение осознается, оно превращается в желание.
  2. Желание. Осознанная потребность в чем-то конкретном. Желание проясняет цель и побуждает действовать.

  3. Стремление. Если желание подкрепляется волевым усилием, оно превращается в стремление.
  4. Интерес. Интерес – это стремление что-то узнать, познать, изучить. Главное, что познается и осознается, когда есть интерес – смысл деятельности. Интерес не угасает, когда частично удовлетворяется, а даже напротив, только возрастает.

Интересы как структурные компоненты направленности личности могут сказать о человеке намного больше, нежели его влечения, желания и стремления. Зная, чем интересуется человек, уже можно составить приблизительное представление о нем.

  1. Склонность. Склонности определяют не созерцательную, а активную направленность. Склонность побуждает действовать в одном направлении не единожды, а возвращаясь к определенному занятию снова и снова. Возникает склонность, когда интерес подкрепляется волей, ее можно назвать интересом к конкретному виду деятельности.
  2. Идеал. Это конкретный образ конечной цели склонности, личный ориентир, опора в принятии важных решений и основа мировоззрения.
  3. Мировоззрение. Это совокупность взглядов на мир, общество и самого себя, соединенная в единую, целостную модель. Мировоззрение – это свод личных законов жизни, помогающих адаптироваться в настоящем и планировать будущее.
  4. Убеждение. Высшая форма направленности, представляющая собой систему осознанных жизненных мотивов, побуждающих поступать согласно принципам и мировоззрению. Без убеждений человеку пришлось бы каждый раз снова и снова познавать и постигать на собственном опыте как следует поступать. Убеждения же помогают быстро определяться с правильной моделью поведения в той или иной ситуации. Множество убеждений это множество групп устойчивых мотивов, которые и образуют «стержень» направленности личности.
Читайте также:  Не на того напали: как защититься от пассивно-агрессивных людей

Такая последовательность – от влечения к убеждению – подобна матрешке: каждый следующий структурный компонент содержит предыдущие.

Структура личностной направленности

Характеристика для военкомата для положительного ученика

Шишкин Игорь учится в ГУ РФ «ПСОШ №17» г. Пскова с 1 класса. В течение всех лет обучения в школе выполняет правила внутреннего распорядка, на уроках дисциплины не нарушает. Учится преимущественно на оценку «4». Имеет математический склад ума.

Интеллектуально развит, начитан, имеет богатый словарный запас. Умеет выстроить материал в логической последовательности, анализировать и делать выводы.

Постоянно совершенствуется, при подготовке к урокам использует дополнительную литературу, расширяя багаж собственных знаний за рамками школьной программы.

Исполнителен, ответственно подходит к выполнению поставленной задачи. Отличается смекалкой, эрудирован, не поддаётся чужому влиянию, самостоятелен.

Имеет задатки лидера, является примером для одноклассников, никогда не отказывает им в помощи. Коммуникабелен, тактичен в общении. Адекватен к критике.

Имеет хороший уровень физической подготовки. Участник многих школьных и внешкольных спортивных соревнований. Вредных привычек нет.

Игорь проживает с отцом, матерью и старшим братом. Положительный микроклимат семьи благоприятно сказывается на мальчике. Родителям небезразлична судьба Игоря, они постоянно интересуются его успехами.

Характеристика дана для предъявления в военкомат.

Правильная постановка цели и уверенность в себе

Направленность личности и правильные постановки целей определяют успешность и удовлетворенность от своей деятельности.

Цель – это обрисованный в мечтах образ, обстоятельства, в которых видит себя конкретная личность. Многие надуманные цели так и остаются несбывшимися мечтами, если человек не планирует правильные пути к их достижению. При определении личностного роста и вершины, которую планируется достичь, нужно помнить основные важные правила.

Правильная постановка цели и уверенность в себе
  • Важно в начале пути выделить для себя область деятельности, которая наиболее значима в настоящее время. Для кого-то это будет достижение успеха в науке, а кому-то важно усовершенствовать свой внешний вид.
  • Расчет в достижении вершины задуманного нужно делать только на себя и свои силы. Самостоятельность в данном вопросе позволит реально оценить неудачи и сделать выводы, не обвиняя никого постороннего.
  • Цели должны быть реальными в соответствии с наклонностями и способностями отдельной личности.
  • Формулировать идеи нужно правильно. Нужна конкретика: Не «хочу стать ученым», а – «защитить докторскую диссертацию»; не «похудеть», а — «сбросить 20 кг».
  • Психологи советую записывать свои цели, разбивать их на временные промежутки, и составлять конкретные временные планы.
  • Нужно всегда быть готовым к тому, что под влиянием внешних обстоятельств цели могут меняться. Человек развивается на протяжении всей жизни, также как и окружающее общество. То, что кажется очень важным сегодня, может отойти на далекий план через несколько лет. В этом нет ничего страшного. Гибкость делает человека менее уязвимым к изменению внешних обстоятельств.

  • Цель должна быть личной мечтой, а не сформированной под влиянием кого-либо. К примеру, старания осуществить мечту родителей видеть сына – артиста по натуре, инженером или врачом, не принесут счастья никому. Работа над достижением мечты должна вызывать удовлетворение.
  • Сформулировать четкую осознанную цель мало. В нее нужно верить, закрепить в подсознании уверенность в своем успехе.
Читайте также:  Психокоррекция — какие методы применяются в психотерапии

Очень широким понятием в структуре личности является направленность в психологии. Для осознания своего призвания у многих уходит много времени, иногда человек годами занимается тем, что приносит ему лишь усталость и потерю уверенности в себе. Судьбы многих выдающихся людей – это пример правильной постановки целей и работы над собой на пути к успеху.