Невротические расстройства у детей и подростков

Невроз у подростков – это неглубокое, полностью обратимое психогенное заболевание, основой которого являются нарушения высшей нервной деятельности, проявляющиеся аффективными расстройствами (переменами настроения, страхами, тревогой, депрессиями и др.).

Симптомы ОКР у детей и подростков

Признаки обсессивно-компульсивного расстройства в детском и взрослом возрасте практически идентичны. К ним относятся обсессии и компульсии (назойливые действия или мысли) Такие проявления болезни дети переживают тяжело, пытаясь подавлять и не проявлять их.

Часто встречающиеся мысли навязчивого характера у детей и подростков:

  • страх запачкаться, касаясь чего-либо, заболеть или заразится вирусами;
  • волнения, связанные с кем-то, например, страх за ребенка и его действия, закрыл ли он дверь, кран, газ, свет;
  • переживания, связанные с выполнением домашнего задания, страхом получить плохую отметку за неправильно выполненное задание;
  • страх за родителей, брата, сестру или друга, без видимых на то причин;
  • беспокойство о симметричности расположения предметов (как завязаны шнурки и как надеты носки), их определенного порядка на столе или полке (книги, ручки, карандаши).

Действия, возникающие у детей и подростков:

  • постоянное принятие душа, мытье ног и рук, без особой потребности в данных действиях;
  • безостановочное чтение молитв, заклинаний для гарантированной защиты от всего плохого;
  • проделывание регулярных действий мешающих засыпанию, готовясь ко сну;
  • частое касание некоторых частей тела, закономерности в поведении и телодвижениях.

Время от времени возможно появление мыслей о самоубийстве, о желании причинить увечья близким людям («он плохой, пусть умрет»). Подобные мысли заставляют испытывать еще больший страх ребенка.

Если у подростка сложные отношения с родителями или друзьями, то он, как правило, будет скрывать подобные проявления. Также к симптомам относятся депрессия, беспричинная тревога, угрюмость, нежелание находится среди людей, плохие сны и отсутствие хорошего аппетита. Бывает, что не обнаружив ОКР, лечат просто депрессивное расстройство.

Подростковый кризис

Психологический кризис в подростковом возрасте наиболее острый. Его не зря называют «негативной фазой полового созревания». Ему свойственно  снижение успеваемости, дисгармония внутреннего мира личности, смена интересов, критицизм. Подросток активно занимается самоанализом, познанием собственных переживаний. Многие начинают вести дневник.

Симптомом подросткового кризиса является также негативизм: появляется враждебность, склонность к нарушению дисциплины и ссорам, стремление к одиночеству. Гармония между правами и обязанностями формируется очень болезненно. Особенно ярко проявляется негативизм у юношей.

Они стремятся к вседозволенности, называя ее свободой. Но директивный стиль в отношениях с подростком неприемлем. Нужно терпеливо общаться, договариваться о правилах поведения. Подростка нужно понимать, уважать как личность, а не унижать и «читать мораль».

Подростковый кризис

Более значимыми для подростков являются отношения со сверстниками, чем со взрослыми.  Подросток обособляется от своей семьи. Нередко подростки образуют группы, компании с общими интересами, ценности которых отличаются от таковых у взрослых, оппозиционируют им. Этим они создают у себя чувство независимости.

Разные ценности приводят к неизбежным разногласиям со взрослыми: по поводу прически, стиля одежды, школьных успехов, свободного времяпрепровождения. И все же от родителей наследуются главные ценности и аспекты социальной жизни, отношение к ним. А со сверстниками решаются сиюминутные вопросы.

Свою «взрослость» подростки пытаются проявить в романтических отношениях с представителями противоположного пола: симпатии, свидания. В фантазиях они пытаются создать любовный идеал, пишут стихи. Проявлять интерес к симпатиям ребенка нужно без унижений и чрезмерной критики.

Авторитарный контроль, запреты и манипулирование ребенком приведут к парадоксальному эффекту: либо к заниженной самооценке, либо к социально неприемлемой форме поведения. Но и невмешательство родителей, и ослабление контроля чревато опасностями, когда подросток предоставлен сам себе, принимая  решения и выбирая компании.

Читайте также: 

Подростковый возраст характеризуется эмоциональными взрывами, бурными переживаниями; почти каждому из них приходят мысли о самоубийстве. Преобладающими являются социальные фобии. Большое значение придается оценке своей внешности, недостаткам ее. Тревожность приводит иногда к самоизоляции, боязни замкнутых и открытых пространств.

Подростковый кризис

Страх перед насмешками, повышенная чувствительность, резкие перемены настроения – эмоциональные расстройства, более характерные для девушек.

Что происходит при неврозе в нервной системе?

При неврозах происходит нарушение высшей нервной деятельности в результате напряжения и срыва процессов торможения, нарушения нервных процессов или появления инертных застойных очагов возбуждения в коре полушарий головного мозга и подкорковых образованиях. Часто происходит разбалансировка и дезинтеграция между различными системами (нарушение взаимоотношений между моторной, вегетативной, эмоциональной и другими системами), внутри одной системы (между симпатической и парасимпатической системами), между полушариями головного мозга.

Как РАС влияет на подростков?

Так как аутизм ограничивает способность человека общаться, подростки с РАС могут испытывать проблемы с адаптацией и нахождением друзей.

Поскольку у них может быть необычное поведение и плохие социальные навыки, их могут дразнить и исключать из общественной деятельности.

Иногда они действительно не интересуются другими детьми и предпочитают быть одни, но иногда они хотят завести друзей, но просто не знают как это сделать. Это может заставить их чувствовать себя одинокими.

Если вам поставили диагноз РАС, важно знать, что вы не одиноки. Есть много людей, которые могут помочь вам и поговорить с вами.

Какие тесты используют для диагностики

С целью выявления ОКР психотерапевты пользуются шкалой Йеля-Брауна. По ней определяют степень выраженности невроза навязчивых мыслей и навязчивых действий. Тест состоит из 10 групп вопросов, по 5 в группе, ответы на которые оцениваются по 5-бальной шкале – от 0 до 4. Интерпретация производится соответственно набранным балам.

Тест на выраженность невроза навязчивых состояний 

Вопрос Варианты ответов Баллы
1. Какова у вас продолжительность навязчивых мыслей в течение дня 1. Не наблюдается. 2. Менее 1 ч. 3. От 1 до 3 ч в день. 4. От 3 до 8 ч в день. 5. Более 8 ч в день. 0 1 2 3 4
2. Нарушают ли эти мысли вашу повседневную жизнь 1. Нет. 2. Очень слабо влияют. 3. Негативно влияют, но образ жизни не нарушают. 4. Ощутимо нарушают повседневную жизнь. 5. Привычный образ жизни полностью нарушен. 0 1 2 3 4
3. Испытываете ли вы психологический дискомфорт из-за этого 1. Нет. 2. Ощущается слабый дискомфорт. 3. Сильный дискомфорт, но на самочувствии не отражается. 4. Дискомфорт, ощутимо отражающийся на самочувствии. 5. Практически постоянно ощущаю сильный дискомфорт. 0 1 2 3 4
4. Сопротивляетесь ли вы навязчивым мыслям 1. Всегда даю отпор. 2. В большинстве случаев успешно сопротивляюсь. 3. Иногда могу дать отпор. 4. В большинстве случаев я бессилен сопротивляться. 5. Совершенно не могу сопротивляться. 0 1 2 3 4
5. Считаете ли вы, что вы контролирует свои навязчивые мысли 1. Я их полностью контролирую. 2. В большинстве случаев контролирую. 3. Иногда мне это удаётся. 4. Контролирую в редких случаях. 5. Они неконтролируемы мной. 0 1 2 3 4

Группы вопросов по навязчивым действиям оцениваются по тому же принципу, и результат суммируется с предыдущим тестом.

Тест на выраженность невроза навязчивых действий

1. Какова продолжительность ваших принудительных действий в течение дня?

Ответы:

  • не наблюдаются;
  • менее 1 ч в день;
  • от 1 до 3 ч в день;
  • от 3 до 8 ч в день;
  • более 8 ч в день.

2. Нарушают ли они вашу повседневную жизнь?

Ответы:

  • нет;
  • незначительно;
  • влияние ощутимо, но на образ жизни не влияет;
  • значительно влияют на повседневную жизнь.
  • полностью нарушают привычный образ жизни.

3. Испытываете ли вы из-за этого психологический дискомфорт?

Какие тесты используют для диагностики

Ответы:

  • нет;
  • весьма слабый;
  • сильный дискомфорт, но на самочувствие не влияет;
  • дискомфорт отражается на самочувствии;
  • практически весь день нахожусь в сильном дискомфорте.

4. Сопротивляетесь ли принудительным действиям?

Ответы:

  • практически всегда;
  • по большей части могу сопротивляться;
  • иногда оказываю достойное сопротивление;
  • чаще всего не в состоянии сопротивляться;
  • никогда не могу им сопротивляться.

5. Контролируете ли вы навязчивые действия?

Ответы:

  • они под контролем;
  • в основном я их контролирую;
  • иногда это получается;
  • весьма редко получается;
  • они неконтролируемы.

После суммирования результатов подводятся итоги:

  • от 0 до 7 баллов говорят о субклиническом состоянии;
  • от 8 до 15 – навязчивый невроз легкой степени;
  • от 16 до 23 – средняя степень тяжести навязчивого невроза;
  • от 24 до 31 – тяжёлая степень;
  • от 32 до 40 – крайне тяжёлая степень.

Правильное определение степени тяжести невроза обычно не представляет труда, так как больной, как правило, заинтересован в излечении и объективно (критически) оценивает своё состояние.

Видимые проявления невроза

Осложнения

Большая опасность невроза навязчивых состояний заключается в том, что заболевание протекает довольно долго, а также имеет некоторые осложнения. Чаще так происходит с теми детками, чьи родители не посчитали нужным обратиться за помощью. Из-за подобного поведения взрослых у ребенка появятся серьезные личностные изменения, избавиться от которых будет уже невозможно. А некоторые симптомы могут навредить малышу и его физическому здоровью.

  • Есть дети, которые начинают грызть ногти во время невроза. Многие сгрызают свою ногтевую пластину до крови.
  • Другие детки предпочитают кусать губы.
  • Некоторые теребят молнии, крутят пуговицы, тем самым портя одежду.

Невроз навязчивых состояний опасен тяжёлым течением заболевания. А это может произойти в случае, если болезнь не выявить и не начать лечить вовремя. Результатом такой халатности родителей и врачей будут необратимые личностные изменения.

Кроме того опасна и сама по себе симптоматика невроза навязчивых состояний:

  • если ребёнка, который грызёт ногти, не остановить, он может сгрызть ногтевую пластину до крови;
  • если ребёнка, который покусывает губы, не остановить, он может прокусить их насквозь;
  • если малыш крутит на одежде пуговицы, то он может запросто скрутить их все до единой (хотя по сравнению с перечисленными выше последствиями это совсем не так страшно).

Методы лечения невроза

В терапии неврозов у детей главным методом является психотерапия. Родителям важно понять, что самостоятельно, при помощи книг, интернета или игрушек они немного достигнут, а иногда могут и навредить, усугубив течение невроза. Психотерапия это сложное системное воздействие на психику ребенка и особенности его характера, в лечении неврозов она имеет несколько направлений:

  • групповая и индивидуальная терапия по изучению и коррекции психологического климата семьи
  • ролевые игры с участием ребенка, помогающие обучению его преодолевать сложные ситуации
  • применение арт-терапии (рисование) и составление по рисункам ребенка его психологического портрета, отслеживание динамики по изменению рисунков
  • гипноз — внушение (аутогенные тренировки)
  • лечение с помощью общения с животными — канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки), иппотерапия (лошади), дельфинотерапия.

Психотерапия направлена на то, чтобы нормализовать или существенно улучшить внутрисемейную обстановку и взаимоотношения, скорректировать воспитание. Дополнительно для коррекции психосоматического фона и достижения больших успехов в психотерапии применяют также медикаментозные препараты, рефлексотерапию и физиотерапию. Индивидуальный план лечения разрабатывается только специалистом для каждого ребенка отдельно, а при необходимости и для членов семьи.

Лечение и профилактика детских неврозов

Наиболее успешным является лечение при устранении причины невроза. Психотерапевты, а именно они занимаются лечением неврозов, владеют многими методиками лечения: гипноз, средства гомеопатии, лечение сказками, игровая терапия. В некоторых случаях приходится применять медикаментозные средства.  Для каждого конкретного ребенка подбирается индивидуальный подход к лечению.

Но основным лекарством является благоприятный климат в семье без ссор и конфликтов. Смех, радость, ощущение счастья сотрут имеющиеся стереотипы. Нельзя родителям пускать процесс на самотек: авось само пройдет. Неврозы надо лечить любовью и смехом. Чем чаще будет смеяться ребенок, тем успешнее и быстрее будет лечение.

Причина невроза – в  семье. В вопросах воспитания ребенка взрослым членам семьи следует придти к разумному общему мнению. Это не значит, что следует потакать всем прихотям ребенка или предоставлять ему чрезмерную свободу действий. Но неправильным будет и неограниченный диктат и лишение всяческой самостоятельности, гиперопека и давление родительским авторитетом, контроль за каждым шагом ребенка. Такое воспитание порождает замкнутость и абсолютную безвольность – а это тоже проявление невроза.  Следует найти золотую середину.

Ни к чему хорошему не приводит паника родителей по поводу малейшего заболевания ребенка. Вероятнее всего, он вырастет ипохондриком с постоянными жалобами и скверным характером.

Одинаково вредным будет как полное равнодушие, невнимание к ребенку и его проблемам, так и родительская жестокость, вызывающая постоянное чувство страха. Неудивительным будет проявление агрессивности у таких детей.

Во многих семьях, особенно имеющих единственного ребенка, культивируют у любимого чада его исключительность, пророчат успех и звездное будущее. Иногда такие дети обречены на многочасовые занятия (выбранные для них родителями), не имея возможности общения со сверстниками и развлечений. В этих условиях зачастую у ребенка развивается истерический невроз.

Психолог, прежде чем назначить лечение, постарается обязательно выяснить семейные обстоятельства и методы воспитания ребенка. Очень многое зависит не от действия предписанных лекарств (если они вообще понадобятся), а от родителей, от понимания ими своих ошибок в воспитании и готовности их исправить.

Исцелению ребенка будет способствовать также соблюдение режима дня, рациональное питание, занятие физкультурой, ежедневное пребывание на свежем воздухе.

Получили заслуженное признание методы лечения детских неврозов с помощью музыкальной терапии, лечение при помощи животных (дельфинов, лошадей, рыбок и т.д.).

Профилактика невроза навязчивых движений

Меры по предупреждению возникновения невроза надо проводить как со здоровыми детьми, так и с ребятами, вылечившимися от невроза. Дети могут не помнить о психологических травмах, которые явились причиной развития патологического процесса. Но в подсознании они остаются и приводят к навязчивым состояниям.

Поэтому очень важным является выявление негативных факторов и их своевременное устранение. У малыша психика не такая, как у взрослых – она еще не сформировалась, и детям очень сложно противостоять тревожащим ситуациям.

В связи с этим его надо учить справляться со стрессом. Это достигается правильным воспитанием малыша с самого рождения:

  1. Необходимо прививать ему такие качества, как умение преодолевать трудности, не паниковать при опасности, учить терпению и выдержке.
  2. С раннего детства надо учить малыша выполнять правила гигиены, быть аккуратным, опрятным — это должно стать его привычкой.
  3. Необходимо воспитывать ребенка настойчивым и трудолюбивым.
  4. Приучать к занятиям физкультурой, спортом.

Если малыш усвоит указанные качества, то это будет его защитой от стрессов и связанных с ним болезненных расстройств нервной системы.

Некоторые особенности профилактики неврозов

Родители, учителя должны правильно контактировать со своим чадом:

  1. Необходимо создавать доверительные отношения для того, чтобы малыш мог всегда обратиться к родителям с любым вопросом. Это будет препятствовать возникновению продолжительного стресса.
  2. Хвалить ребенка надо адекватно его достижениям, поскольку чрезмерно восторженное отношение приведет к тому, что малыш будет постоянно ожидать похвалы, и в случае ее отсутствия станет обижаться. Принижать успехи также нельзя.
  3. Если его надо в чем-то ограничить или вообще запретить что-то делать, необходимо обязательно объяснить ему причины этого.
  4. Чтобы малыш не стал безынициативным, нельзя все время напоминать ему о недостатках.