Лечение психических расстройств: с древности до наших дней

Отражение заболевания в человеческих переживаниях определяется внутренней картиной болезни — ВКБ. Данное понятие объединяет чувства и переживания пациента, ощущения и самочувствие человека, самооценку, представления о недуге и причинах его возникновения. Понятие охватывает огромный мир пациента, в котором присутствуют сложные системы эмоций, восприятия конфликтных ситуаций, психологических переживаний и так далее.

Окунемся в историю

Способы нейтрализации душевных болезней известны еще с давних времен. В древнем мире психически больных людей принимали за что-то сверхъестественное, демоническое и колдовское. Чтобы изгнать из больного злого духа, в его черепе делали дыру. Из нее, собственно, демон и выходил наружу — вот такая, своего рода, трепанация.

Древние египтяне были более снисходительны к психически больным людям. Они полагали, что облегчить страдания им помогут увеселительные мероприятия.

Качественно новый подход в лечении психических болезней предложил Гиппократ. Он предположил, что они возникают из-за дисбаланса в организме основных жидкостей: крови, лимфы и желчи. Исходя из этого, по отношению к душевнобольным применяли такие методы лечения как кровопускание, флеботомия, очищение организма через правильное питание. Гиппократ также считал, что большую роль на психическое состояние человека оказывает его среда.

Долгое время психически больных людей считали изгоями. Их прятали от общества или выгоняли на улицу. Особо буйных и опасных отправляли в тюрьмы или подземелья.

В дальнейшем для них создали сумасшедшие дома и приюты. Однако и там отношение к ним не отличалось гуманностью: больные люди терпели насилие со стороны персонала, их приковывали кандалами, им запрещалось свободно передвигаться. Посещали их исключительно для того, чтобы покормить, а испражнялись они прямо на месте.

Из методов лечения таких пациентов в то время применяли специальные клетки для душевнобольных, обливания кипятком или ледяной водой для произведения шокирующего эффекта. Кроме этого, использовали прижигание для изгнания дьявола, из более «щадящих» методов – смирительную рубашку. 

Истеричных женщин, возбудимых и агрессивных подвергали клиторидэктомии – удалению клитор, так как считалось, что сексуальное возбуждение способно спровоцировать душевную болезнь.

Состоятельных душевнобольных пациентов лечили кровопусканием и пиявками.

Переломным моментом в терапии психических расстройств стало открытие в 1918 году маляротерапии. Метод заключался во внутримышечном введении крови, зараженной 3-дневной малярией. Таким образом удавалось купировать симптомы паралитической деменции.

Вслед за ней была открыта инсулинокоматозная терапия, применяемая по сей день. Больному колют высокие дозы инсулина, вводя его в сопор или кому. Этот метод изначально апробировали на зависимых людях. Он помогал снимать абстинентный синдром.

В настоящее время показаниями к нему служат тяжелые психотические состояния с бредом и галлюцинациями, изменением поведения и мышления. Прежде всего, это касается шизофрении. Метод используется очень редко ввиду тяжелой переносимости пациентами и сложностью проведения.

К другим способам купирования душевных болезней, чей дебют приходится на 30-е годы 20 века, стала судорожная терапия и наркотический сон.

В 1952 году был синтезирован ларгактил, соответствующий по своим свойствам аминазину.

Открытие новых методов терапии, а также психотропных средств, позволило снять клеймо с людей, страдающих психическими расстройствами, и выработать абсолютно иной подход к их лечению.

Однако, несмотря на новые открытия, варварства над больными не удалось избежать полностью. В 40-е годы популярность приобрела лоботомия – удаление части лобных долей, поскольку именно их поражение, по мнению автора метода, вызывает помешательство. Дошло до того, что один американский врач разъезжал на своем автомобиле и производил в нем подобные операции, без соблюдения стерильности и не имея опыта хирургических вмешательств. Сквозь глазное яблоко он вводил нож для раскола льда и проворачивал его, рассекая лобные доли. Естественно, что после такой манипуляции люди превращались в непонятное существо.

От этого метода быстро отказались.

Змеиные ямы – еще один метод из прошлого. Еще в середине ХХ века его активно применяли для искоренения злых духов, вызвавших помешательство у человека. Его держали над ямой, кишевшей ядовитыми змеями, в надежде, что демоны испугаются и убегут.

Гидротерапия может стать приятным способом снятия нервного напряжения, возбуждения, тревожности и скованности. Но только не в том случае, когда больного усаживают в холодную ванну на целые сутки либо в голом виде приковывают к стене и обливают его мощным напором воды, как это делали в начале двадцатого столетия.

Индивиды с психическими расстройствами очень долгое время подвергались изгнанию из общества, издевательствам как физическим, так и моральным. Но за какие-то полвека медицина настолько шагнула вперед, что в настоящее время подобные состояния удается успешно корректировать. Люди, страдающие ими, способны жить полноценной жизнью.

Понятие страдания, его значение, распространенность и повседневность

Секуляризованное понятие «страдания» является довольно узким и включает в себя не более чем ощущение какого-либо физического или душевного дискомфорта. В понимании же святого Иоанна Дамаскина «слово «страдание» имеет различные значения. Есть страдание телесное, каковы болезни и раны; есть, с другой стороны, страдание душевное, каковы похоть и гнев. Говоря же вообще, страдание живого существа есть такое состояние, за которым следует удовольствие и неудовольствие. За страданием следует неудовольствие; но неудовольствие не есть самое страдание, ибо когда страданию подвергаются предметы, лишенные чувства, они боли не испытывают. Таким образом, не страдание болезненно, но ощущение страдательного состояния. А чтобы такое ощущение имело место, страдание должно быть заслуживающим внимания, т. е. значительным по силе»1.

Читайте также:  Эмпатия — что это такое, её виды, способы развития

Если мы представим историю развития как человеческого общества, так и любых отдельных его членов индивидуумов, то непосредственным ее атрибутом будут разнообразные беды и скорби. Наблюдения достаточно ясно говорят, что настоящий мир есть мир скорби, страданий и зла. По выражению известнейшего французского мыслителя Жан-Жака Руссо «страдать — это первое, чему должен научиться ребенок, это то, что ему нужнее всего будет знать. Кто дышит, и кто мыслит, тот должен плакать»2. Но лауреат Нобелевской премии по литературе 1921 года Анатоль Франс уже отмечает феномен страдания не как просто явление дискомфорта, а как важнейший фактор для формирования мировоззрения: «Страдание! Какое великое и не оцененное явление! Ему мы обязаны всем, что есть в нас доброго, всем, что придает ценность жизни; ему мы обязаны милосердием, мужеством, обязаны всеми добродетелями»3. Поэтому пытливый и ищущий человеческий разум обязательно будет искать какого-либо оправдания этой кажущейся несправедливости существования страданий, какого-либо его смысла и цели, раз оно неизбежно. Но для объективного ответа сначала необходимо ответить на вопрос: каким же является состояние самого человека?

Христианство утверждает, что нынешнее состояние человека является ненормальным. Человеческая природа повреждена грехом, или, другими словами, человек духовно болен. Причина такого печального состояния человека кроется в грехопадении первых людей — Адама и Евы. Человек захотел быть самостоятельным устроителем своей личной жизни и для этого добровольно отделяет себя от Бога. Такое направление воли человеческой расстроило общую картину бытия.

Прямым следствием этого стало как раз появление в человеке возможности существования двух сил, проявление которых неизбежно ведет к потере гармонии. «Душевные страдания, или страсти, определяются следующим образом: страсть есть движение волевой способности, ощущаемое душой и основывающееся на представлении доброго или злого; иначе: страсть — неразумное движение души, вызываемое представлением о добре и зле. Представление доброго вызывает желание, а представление дурного — раздражение. Родовое же, или общее определение страдания таково: страдание есть движение в одном предмете, производимое другим предметом. В противоположность этому действие есть деятельное движение. Деятельным называют то, что движется собственными силами. Так, гнев есть действие соответствующей ему способности души, но он бывает страданием обеих частей души, а также всего тела, когда гнев насильственно увлекает их к действию; ибо здесь движение в одном производится другим, что и называется страданием»4. Дух человека ищет успокоения в Боге, но его тело в результате грехопадения влечет к удовлетворению телесных потребностей и страстей. Так эти противоположные стремления, две противоборствующие силы доводят до ощущения страдания. Хорошо выражает это мучительное бессилие падшего человека к добру апостол Павел, когда говорит: «Желание добра есть во мне, но чтобы делать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое… Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7:18-24). Вывод один — человеческая природа больна, причем исцелить его может только Творец. Но необходимо, чтобы человек одумался и на личном горьком опыте жизни убедился в невозможности найти без Бога покоя для своей души.

Читайте также:  6 способов справиться с чувствами, если твоя любовь не взаимна

Причины появления психических расстройств

Генетическая предрасположенность. Именно наследственность играет большую роль в развитии дальнейшего заболевания у детей. Например, такие болезни как шизофрения, эпилепсия могут передаваться от матери к ребенку.

  • Прием большого количества психофармакологических препаратов
  • Сниженный иммунитет, частые гормональные сбои в организме, нарушение обмена веществ.
  • Психические травмы в прошлом. После какой-либо психологической травмы восприятие и мышление человека может измениться до неузнаваемости.
  • Внутриутробные нарушения во время беременности
  • Проблемы в развитии в раннем возрасте
  • Алкоголизм, наркомания.
  • Наличие соматических заболеваний. Эти заболевания могут влиять на общее состояние мозга, а также способствовать недостаточному кровоснабжению организма. Например, гипертония, гипотиреоз, тяжелые заболевания печени и почек.
  • Наличие черепно-мозговых травм, сотрясений.
  • Большие эмоциональные переживания, хронический стресс.
Причины появления психических расстройств

Симптоматика психических заболеваний может быть довольно разнообразна. Как правило, основные симптомы можно разделить на рецепторные расстройства, проблемы с ориентировкой, мышлением, эмоциями, памяти, речи, а также проблемы с поведением и бредовые идеи.

Похожие записи:

  1. Можно ли вылечить деменцию в домашних условиях? Деменция – приобретенное слабоумие, устойчивое понижение познавательной деятельности с потерей…
  2. Симптомы стресса Современный человек почти всегда находится в состоянии стресса. Главный источник…
  3. Детский невроз, как проявляется, причины и профилактика Невроз — это заболевание, в основе которого лежат временные, обратимые…
  4. Каннибализм — это расстройство психики Каннибализм (от фр. cannibale, исп. cannibal) — поедание людьми человеческой…

Дисфорический тип

Для пациента характерно постоянное тоскливое и озлобленное состояние. Часто врачу может быть дискомфортно беседовать с таким больным. Но знание его психологии поведения позволит специалисту понять базовые потребности человека, его ожидания и возможные страхи, реакции на лечение. Только так можно качественно организовать взаимодействие с заболевшим.

Нужно понимать, что за напускным безразличием пациент хочет услышать ободрение и получить надежду на выздоровление. Врач должен стать авторитетом, на который его подопечные смогут опираться в борьбе со своим страхом.

Рекомендации медицинскому персоналу

Организуйте официальные отношения с заболевшим. Дайте человеку остудить свой пыл и выпустить эмоции. Выслушайте жалобы, игнорируйте оскорбления.