Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины

Дислексия — это нарушение процесса чтения у детей. При работе с текстом происходят стойкие ошибки как в понимании и передаче букв и слов, так и в понимании смысла текста в целом. При этом у ребенка нет отставания в умственном развитии, другие школьные дисциплины даются ему на хорошем уровне. При обследовании зрения также не обнаруживается никаких патологий.

Врачи логопеды которые много лет знакомы с дислексией, знают, что это такое и помогут диагностировать, какой именно тип дислексии у пациента.

Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины

Виды и признаки заболевания:

Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины
  1. Фонематическая. Спровоцирована недоразвитием работы системы фонем языка. Эта форма характеризуется побуквенным чтением, искажением структуры слова.
  2. Семантическая. Читающий ребенок не понимает прочитанного текста. Он не искажает слов, однако не в состоянии ответить, о чем прочитал. Главной причиной непонимания текста является разделение слов на слоги.
  3. Аграмматическая. Обусловлена плохим развитием грамматического строя речи. При такой форме заболевания ребенок изменяет окончания в словах, путает числа существительных.
  4. Мнестическая. Характеризуется трудностью усвоения букв у детей. Вызвана нарушением связи между буквой и звуком, а также плохой работой речевой памяти.
  5. Оптическая. Развивается на фоне изменений психики, которые ограничивают оптическое и пространственное восприятие, нарушениями синтеза и анализа в процессе зрительного узнавания. Проявляется в трудностях усвоения букв и их постоянных заменах.
Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины

Выделяют также тактильную дислексию, которая наблюдается у слепых. При чтении человек применяет сенсомоторную систему. Дислексия в этом случае мало чем отличается от расстройств, возникающих у зрячих детей. Ребенок, лишенный зрения, теряет слова, не дочитывает их до конца, путает буквы.

Дислексия у детей: что это такое, лечение, причины

Почему так происходит?

Специалисты связывают проявление дислексии с задержкой созревания или поражения отдельных зон мозга, провоцирующих возникновение ММД — минимальной мозговой дисфункции. Кроме того, фактором, способствующим появлению проблем с чтением, становится и нарушение функций высшей нервной деятельности. По сути чтение — это последовательная работа психики по:

  1. визуальному узнаванию букв в тексте;
  2. сопоставлению каждой буквы с соответствующим звуком;
  3. объединению этих звуков в слоги, слова и предложения; пониманию смысла прочитанного текста.

Нарушение этой последовательности или какого-либо звена в цепочке действий и приводит к возникновению дислексии.

Как проявляется дислексия у детей: симптомы и формы дислексии в таблице

Дислексия имеет неврологическую природу и явственно проявляется у младших школьников, которые полностью погружаются в обучение. У дошкольников выявить дислексию практически невозможно, так как детки только начинают осваивать новые навыки и могут допускать ошибки при чтении и письме.

Читайте также:  Как определить, нужна ли ты мужчине или он тебя просто использует

Основными признаками  дислексии у детей являются:

  • Систематичные ошибки при чтении, а именно: неправильное произношение букв, подмена слогов, замена звуков, непонимание прочитанного.
  • Неправильный перевод букв в звуки (декодирование информации).
  • Неспособность правильно и быстро распознавать слова.
  • Трудности с пониманием элементарных навыков правописания.

Дислектики сталкиваются еще с такими проблемами:

  • Полная дезорганизация.
  • Нарушение координации и мелкой моторики.
  • Трудность при восприятии информации.
  • Плохая память.
  • При высоком уровне интеллекта плохие навыки чтения.
  • Ребенку трудно показать верх и низ, путается в определении правой и левой стороны.

Заболевание подразделяется на несколько типов, которые и определяют форму дислексии. В данной таблице представлена полная информация о формах этого заболевания.

Виды дислексии у детей

Тип дислексии Особенности детей с определенным типом дислексии
Фонетическая Эта форма заболевания характеризуется недоразвитием функций фонематической системы, которое проявляется в том, что ребенок не может различить звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку. Например «дом-том-ком» или «пила-липа». Такие дети смешивают звуки и путаются в прочтении слов.
Семантическая В этом случае, малыш не может понять прочитанный текст в целом или смысл отдельных предложений. Эта форма дислексии не отражается на скорости чтения или внятности произношения. Ребенок не может пересказать прочитанную информацию и выделить суть. В этом случае у ребенка нарушен мыслительный процесс, так как он воспринимает все слова по отдельности.
Аграмматическая Данный вид дислексии сопровождается недоразвитием речи. Малыш неправильно склоняет слова, неграмотно произносит окончание слов. Например, «прекрасная день, красивый девочка», а также малыш неправильно употребляет окончание глаголов «сидю, а не сижу; говору, а не говорю» и т. д.
Оптическая Для малыша, который учиться в школе, наибольшую трудность представляет написание букв, которые состоят из похожих элементов. Например, «С-О, Ь-Ы, Н-П».
Мнестическая При этой форме дислексии малышу трудно определить, какой звук соответствует определенной букве.

Механизмы дислексии

В основе нарушения чтения и письма лежат поврежденные механизмы слухо-речевой памяти. В основе запоминания как психической функции находятся процессы образования ассоциаций – нейронные сети, цепочки. При поступлении информации активизируется цепь, состоящая из отдельных звеньев. Каждое звено – это определенный участков в головном мозгу. Так, при повреждении одного или нескольких звеньев нарушается целостность сети, отчего возникает дислексия.

В широком понимании при нарушении чтения и письма можно выделить несколько общих механизмов:

  1. Нарушение зрительного восприятия: ребенок физических не различает графические параметры символов (цифр и букв).
  2. Нарушение процессов анализа и синтеза, когда дошедшая до коры информация не поддается качественному разбору.
  3. Неспособность пространственной ориентации.
  4. Нарушение памяти: дефекты кратко- и долговременной памяти. Информация в таком случае не закрепляется в коре, не формируются новые синаптические щели (мосты-контакты между нервными клетками).
  5. Нарушение ассоциативных сообщений. В норме между высшими отделами коры существуют крепкие связи, с помощью которых информация циркулирует между мозговыми зонами. При патологии эти сообщения могут разрываться.
Читайте также:  Когнитивно-поведенческая терапия: техники, методы и особенности

Ошибки при дислексии и дисграфии

Дислексики, которые совсем (или почти совсем) не могут владеть навыками чтения и письма, встречаются крайне редко. В основном, страдающие дислексией, имеют налаженную связь между полушариями и сложную систему «дешифровки» письменных знаков. Что, однако, лишь незначительно облегчает им жизнь. Подросток, в анамнезе у которого дислексия и дисграфия, имеет нормальное интеллектуальное развитие.

Однако, при этом:

  • при чтении может переставлять буквы;
  • допускает ошибки при чтении, пытается распознать слово по первой букве;
  • читает в замедленном темпе;
  • не может понять, где остановился, читая в прошлый раз;
  • не может осмыслить только что прочитанную фразу;
  • с большим трудом выполняет пересказ прочитанного текста (при этом в состоянии живо и красочно рассказать любую историю);
  • даже при списывании текста делает множество ошибок;
  • имеет склонность к дисграфии (так на письме проявляется дислексия), что выражается либо недописанными буквами либо, наоборот, написанием лишних элементов;
  • в письменной речи пропускает или переставляет буквы;
  • после верного написания слова может тут же написать это же слово с ошибкой;
  • заучивание правил и усердное списывание текстов не помогают избегать ошибок;
  • имеет трудности при написании слов: дислексику сложно писать ровно, буквы часто «пляшут», наклон букв/строчек и нажим зависят от настроения ребенка;
  • не может, при прочтении, понять условие задачи (к примеру, не видит разницы между «в три раза меньше яблок…» и «на три яблока меньше…», однако, в жизни отлично этот момент понимает);
  • сталкивается с трудностями при решении длинных примеров на порядок действий, хотя хорошо считает устно и все действия, находящиеся в примере, мог бы совершить в уме;
  • поскольку большую часть времени и сил страдающий дислексией тратит на дешифровку символов, может сложиться ощущение, что у ребенка имеется синдром дефицита внимания. Однако происходит это потому, что дислексик вынужден обрабатывать во много раз больше информации.

Как правило у детей с дислексией страдает навык рисования. Ребенок 9–10 лет не может нарисовать, к примеру, кошку, поскольку путает местонахождение ее частей тела. Помимо этого, выражено нарушение письменной речи – дисграфия. Также при дислексии дети часто путают лево и право, не могут нарисовать на бумаге схему, используя стрелки, круги и квадраты и т.д. Дислексикам обычно приписывают одаренность, неординарность мышления и своеобразие. Среди людей с диагнозом «дислексия» нередко встречаются левши и амбидекстры.

Как бороться с болезнью

Важно понимать, что дислексия хорошо поддается лечению при выявлении болезни на ранней стадии. Не стоит затягивать с посещением специалиста. Иногда заболевание удается устранить без применения медикаментозных средств.

Устранить симптомы патологического состояния можно при помощи:

  • коррекции поведения;
  • регулярных посещений психолога;
  • консультация логопеда;
  • устранения негативных психологических факторов.

Нередко подавить причину нарушений чтения удается, используя наглядные пособия и картинки. Предотвратить появление болезни несложно. Для этого необходимо избегать травм головы, прививать ребенку привычку к чтению, при необходимости показать малыша врачу. Если пропустить первые симптомы дислексии, то возможно появление осложнений – комплекс неполноценности, социальное отчуждение на фоне низкой успеваемости в школе.

Причины

Предпосылки появления заболевания всегда связаны с нейробиологическими факторами – неверной работой нейронов между мозговыми полушариями. Возможна различная этиология дислексии.

До зачатия:

  • Мутация
  • Генетическая предрасположенность – наличие аналогичных затруднений у ближайших родственников повышает шанс развития патологии у плода.
Причины

В утробе:

  • Интоксикация (алкоголь, курение, наркотики, химические вещества)
  • Гипоксия
  • Вирусы (желтуха, герпес, грипп)
  • Отслойка плаценты

В момент рождения:

  • Слабые схватки или их отсутствие
  • Застой в родовых путях
  • Медикаментозная стимуляция родов
  • Прием Кристеллера, или выдавливание новорожденного посредством давления на материнский живот
  • Обвитие пуповиной

Причины дислексии после него:

Причины
  • Скрытое левшество, или правополушарная мозговая активность
  • ДЦП
  • Отставание в развитии
  • Вирусные инфекции (корь, ветрянка, полиомиелит, коревая краснуха)
  • ЧМТ

Как лечить?

Лечение дислексии — дело не сложное. Если у ребенка диагностируется дислексия после посещения психологического или педагогического консультационного центра, ребенок должен выполнять специальные упражнения в школе и дома, чтобы развивать у себя способности к счету, чтению и письму. В школе очень часто ребенок с дислексией имеет индивидуальный курс обучения, чтобы учитель мог уделять ему больше времени. Более того, индивидуальный курс может быть построен таким образом, что благодаря отдельным дополнительным занятиям ребенок не будет чувствовать себя застенчивым, ему будет легче учиться и фокусироваться, потому что вокруг него не будет сверстников, которые иногда могут быть не очень тактичными и позволять себе несколько язвительных и неприятных замечаний в сторону ребенка с дислексией.

Вклад родителей в лечение

Лечение дислексии возможно и в домашних условиях. При этом у таких детей должен быть свой особенный режим занятий. Родителям необходимо постоянно заниматься с ребенком, решать головоломки, собирать конструктор, развивать способность анализировать и визуально синтезировать различные вещи. Обязательно нужно учить наизусть стихотворения, начиная с небольших четверостиший и постепенно увеличивая сложность рифм для запоминания; делить слова на слоги и звуки, уметь различать глухие и звонкие, согласные и гласные.

Вклад родителей в лечение

Ребенок также должен практиковать координацию рук, например, среди прочего он может начертить контуры различных фигур и форм на бумаге. Помимо работы на дому, ребенок также должен регулярно посещать занятия, проводимые психологом. Следует помнить, что дислексию нельзя вылечить, но ее можно очень эффективно исправить таким образом, чтобы она не причиняла неудобств в будущем, ведь дислексия — это не приговор.