Диагностика девиантного поведения у детей и взрослых

Подходы к лечению нарушений пищевого поведения

Основные виды нарушений

В международном классификаторе болезней (МКБ-10) описаны следующие виды расстройств приема пищи:

  • нервная анорексия – преднамеренное и неоправданное с точки зрения физиологических показателей снижение веса путем диет, голодания и/или повышенных физических нагрузок;
  • булимия – приступы переедания, после которых человек проводит различные очистительные процедуры из-за опасений набрать лишний вес;
  • психогенное переедание – еда становится основной защитой от стресса, психологического дискомфорта;
  • психогенная рвота – возникает самопроизвольно при ипохондрических и диссоциативных расстройствах;
  • поедание несъедобного – такой диагноз может быть поставлен только взрослым или подросткам, у маленьких детей такое поведение вызвано другими факторами и в большинстве случаев не требует помощи специалистов, а только внимательного контроля;
  • психогенная утрата аппетита.

Сексуальные расстройства в современном мире

В данной статье мы приведем лишь основные симптомы сексуальных расстройств с которыми сегодня обращается большинство пациентов, которые приходят к различным врачам и, к великому сожалению, к колдунам и экстрасенсам.

В жизни современного человека, обремененного постоянным стрессом, напряжением и грузом психологических проблем сексуальные расстройства встречаются все чаще. Большая часть сексуальных нарушений функциональна, то есть, расстройства вызваны психологическими факторами и лечатся в ходе психотерапевтических занятий индивидуально и в паре.

Однако, у любого сексуального расстройства могут быть и органические причины, поэтому необходимы подробный анализ симптомов и тщательная диагностика, позволяющая найти истинную причину заболевания в сексуальной сфере.

Только квалифицированный врач-сексолог, психотерапевт может разобраться в тонкостях интимных переживаний.

Причины возникновения психосоматических заболеваний

Психосоматические заболевания относятся к соматическим. В их появлении и протекании значительную роль играют психологические факторы. Данные заболевания возникают лишь при наличии конкретных свойств личности. А их причиной являются тревоги, страх, конфликты, гнев, недовольство и другие виды аффективного напряжения.

Ухудшение психологического микроклимата, которое влечет за собой возникновение негативных психологических факторов, может стать причиной мигрени, злокачественных образований, эндокринных расстройств и ряда других заболеваний. Поэтому необходимо четко разграничивать болезни, требующие в качестве лечения психофармакологию и психотерапию, и заболевания, имеющие схожие причины возникновения, но требующие других методов лечения.

Психологическое напряжение может стать причиной возникновения заболевания органического характера: бронхиальная астма, инфаркт миокарда, нейродермит, язвенный колит, язва желудка, гипертония и так далее. Среди медиков данные болезни получили распространенное название «Большие психосоматические заболевания». Это в очередной раз доказывает главенствующую роль психогенных факторов на появление болезни, а также подчеркивает их тяжесть как с точки зрения протекания, так и с точки зрения лечения.

Психосоматические заболевания имеют ряд схожих особенностей, среди которых можно выделить следующие:

  • В возникновении заболеваний главную роль играет психический стресс;
  • Заболевания становятся рецидивными или хроническими после манифестации;
  • Наиболее часто психосоматическими заболеваниями подвержены подростки, однако первое проявление болезни может произойти в абсолютно любом возрасте.

Серьезные длительные психотравмы, внутренние конфликты, вызванные разнонаправленными мотивами одинаковой интенсивности, приводящие к внутреннему конфликту, часто становятся причиной психосоматических заболеваний. Например, гипертония наиболее часто возникает у людей, которые подвержены внутреннему конфликту между нереализованной потребностью во власти и контролем поведения на высоком уровне. Этот конфликт приводит к постоянной агрессивности. По причине возникновения данное заболевание схоже с неврозами, в основе которых также лежат личностные конфликты. Однако при психосоматическом заболевании происходит более весомое двойное вытеснение – комбинирование невротической тревоги и неприемлемого мотива. В результате сознание человека признает поражение, некую капитуляцию, что становится предпосылкой к депрессии замаскированного типа, а еще позже – к психосоматическим заболеваниям.

Исторически сложилось, что к психосоматическим относят всего 7 заболеваний, каждое из которых существенно ухудшает качество жизни и воздействует на определенные органы и системы. К этому списку относятся: ревматоидный артрит, тиреотоксикоз, нейродермит, язвенный колит, бронхиальная астма, язвенная болезнь, эссенциальная АГ.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Гиперактивное поведение
  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

  • Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

  • Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

  • Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Читайте также:  Как распознать хорошего любовника: главные признаки

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Сеансы

Любой сеанс психотерапии при неврозах характеризуется такими общими моментами:

  • доверительные отношения с психотерапевтом;
  • расслабляющая обстановка (хорошо проветриваемое помещение, приятная музыка, аромасвечи, минимализм в интерьере и т. д.);
  • время оговаривается заранее по обоюдному согласию, чтобы клиенту было удобно;
  • средняя продолжительность сеанса для детей зависит от возраста: для малышей — не более 20 минут, для школьников младшего и среднего возраста — полчаса, для подростков — 40-45 минут;
  • сеанс психотерапии для взрослых зависит от выбранного метода лечения и составляет от 40 минут до 1,5 часов;
  • частота определяется специалистом, обычно — 1-2 раза в неделю.

Многие интересуются, сколько длится курс психотерапии. Это зависит от особенностей протекания болезни и выбранной методики. В среднем, курс лечения составляет от 8 до 15 сеансов. В запущенных случаях он растягивается на 3-4 месяца с привлечением дополнительных специалистов.

Другие методики

Хочу также кратко познакомить вас еще с несколькими методиками, которые тоже могут пригодиться при проведении диагностики девиаций у детей и взрослых. Я только перечислю их названия, назначение и авторство. При желании вы, дорогие читатели, без проблем сможете найти их в интернете:

  1. Тест для выявления специфики отношений между личностью и другими индивидами Т. Лири.
  2. Д. Скотт «Карта наблюдений». Выявляет предпосылки девиаций.
  3. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.
  4. А. Эллис «Методика для определения асоциальных установок и их выраженности». Определяет склонность к девиациям.
  5. Б. Киллинджер «Тест на определение трудоголизма» (отдельные девиации).
  6. П. Карнес «Тест на выявление девиаций в сексуальной сфере».
  7. Т. А. Никитина «Тест на выявление интернет-зависимости».
  8. Методика RAFFT для выявления алкоголизма и наркомании.
  9. Методика К. Леонгарда – Х. Шмишека для выявления акцентуаций характера. Общее обследование личности.
  10. Г. В. Залевский «Тест на ригидность». Личностный опросник.
  11. Методика «Дом, человек, дерево». Выявляет особенности личности.
  12. К. Томас «Стратегии поведения в конфликте».
  13. Э. Хайм «Методика определения индивидуальных копинг-стратегий». Позволяет выявить особенности реагирования личности на стресс.
Читайте также:  Как отучить ребёнка списывать?

Таким образом, при диагностике девиантного поведения важно определить не столько сам факт его наличия, сколько его конкретный вид, склонности к другим девиациям, слабые стороны личности, специфику социальной среды развития, причины девиаций и негативные факторы в среде индивида.

Успешная и точная диагностика – залог корректной и эффективной работы. Даже профилактические мероприятия не имеет смысла проводить наощупь. Нужно знать неустойчивые для личности области и с ними работать. Если речь идет об уже случившихся деформациях, то важно максимально точно определить их специфику и детерминанты.

В заключение, как всегда, хочу порекомендовать литературу по теме.

  1. С. В. Духновский «Диагностика межличностных отношений».
  2. А. Г. Лидерс «Психологическое обследование семьи».
  3. Е. П. Ильин «Психология индивидуальных различий».
  4. В. Б. Шапарь «Практическая психология. Инструментарий».
  5. Н. В. Майсак «Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением: Монография».
  6. О. П. Макушина «Методы психологического изучения девиантного поведения».

Как вы, наверное, могли заметить, гораздо больше информации можно найти о детских и подростковых девиациях. Почему? Потому что именно этот период самый опасный, но в то же время самый удачный для коррекции. Подробнее о девиациях этого возраста вы можете прочитать в моей статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».

Общайтесь со своими детьми и другими членами окружения. Учитесь понимать себя. Развивайте позитивные девиации и искореняйте негативные, совершенствуйте мир и себя!

Нарциссизм 11

Человек, страдающий нарциссизмом, сможет получить сексуальное возбуждение исключительно тогда, когда будет разглядывать свое собственное обнаженное тело (кстати, насколько оно красиво на самом деле для него не имеет ни малейшего значения).

Он (она) могут возбуждаться, разглядывая свое тело в зеркале. Некоторым достаточно рассматривать свою фотографию. Зачастую все заканчивается мастурбацией.

Нарциссизм 11

Все вышеперечисленное, это самые распространенные разновидности болезненных сексуальных предпочтений но, далеко не все. Сюда медики относят урофилию и копрофилию, при которых человек возбуждается при контакте с мочой или калом. Болезненной смело можно назвать и акротофилию — сексуальное желание, направленное на секс с инвалидами, у которых отсутствует одна или несколько конечностей.