9.Лаврентьева Г.П. « Культура общения у дошкольников» Киев 2007г.

Воспитательный процесс и вхождение детей в социум многогранны и подразумевают множество нюансов, о которых стоит помнить родителям. Например, правила этикета за столом являются важной составляющей социализации ребёнка.

Уроки хороших манер для детей

Практически для любой жизненной ситуации существуют свои норма поведения. Имеются правила как вести себя в общественной транспорте, ресторане, за столом, как принимать гостей, как их провожать, как общаться с незнакомыми, как говорить по телефону и т. д. Само чтение этого огромного списка вызывает тоску и скуку, какого же ребёнку, когда его пытаются учить хорошим манерам?

Нравоучения, окрики и личный пример

Уроки хороших манер для детей

И в садиках и в школах сейчас имеются уроки хороших манер для детей и этикета, где детей пытаются научить поведению в обществе и с другими людьми, при этом всё это выглядит не иначе как нравоучения и ряд скучных и длинных правил. Подобные уроки редко приносят положительный эффект, дети не любят навязанных правил и стремятся не выполнять их.

На практике хорошие манеры для детей прививаются зачастую ещё более ужасающим способом. Ребёнка одёргивают, в приказном тоне сообщая что так делать нельзя: «не чавкай!», «сядь прямо!» и т. д. при этом постоянно прикрикивающие на детей родители кричат им о том, что кричать нельзя – не удивительно, что дети не слушаются.

Таким образом можно сказать, что лучшим уроком хороших манер для детей будет не нравоучение и, тем более, не окрик, а собственный пример. Не стоит забывать, дети всегда будут копировать поведение родителей и если родитель позволяет себе кричать в общественном месте, ребёнок будет делать также. Чаще всего родители думают, что они то уже взрослые и знают когда можно нарушать правила этикета, а где их необходимо соблюдать, а вот их ребёнок должен беспрекословно выполнять все установленные правила. Но ребёнку не важно по какой причине родители ведут себя так или иначе, он всё равно будет гораздо быстрее впитывать именно их поведение, нежели их нравоучения и окрики, поэтому, если родители хотят, чтобы их дети были воспитанными и отличались хорошими манерами, они должны всегда и при любых обстоятельствах вести себя при детях в соответствии с теми правилами, которым их обучают.

Уроки хороших манер для детей

Проводя уроки хороших манер для детей, необходимо помнить, что дети постоянно исследуют и открывают этот мир, они каждый час обрабатывают огромное количество информации и, чтобы запомнить то или иное правило, им недостаточно услышать его один единственный раз. Чтобы правило чётко отложилось в голове ребёнка, его необходимо повторять регулярно, желательно привязывая к конкретной ситуации, при этом не нужно использовать никаких иносказаний и говорить в повелительном наклонении. Правило необходимо формулировать чётко и мотивированно.

Учить хорошим манерам лучше всего на практике, а ещё лучше на чужом примере. Например, в общественном месте кто-нибудь громко кричит, что разумеется, не нравится окружающим и, возможно, ребёнку тоже, это самое подходящее время, чтобы объяснить малышу, что такое поведение является невоспитанным, мешает окружающим и совершенно недопустимо.

Учимся играючи

Уроки хороших манер для детей

Дети не любят учить скучные правила, но при этом, они отлично понимают, что жить по правилам намного лучше и хорошие манеры для детей также важны. Таким образом, научить ребёнка хорошим манерам можно играючи. Дети с удовольствием играют во взрослые игры и охотно играют в игру под названием «хорошие манеры».

Читайте также:  О чем говорить с девушкой: темы для разговора

Можно поиграть с ребёнком в ситуационную игру. Для этого необходимо написать на листочках различные ситуации, например «разговор по телефону», «поход в театр» и т. д., затем выбирается одна из ситуаций и ребёнок должен придумать 2 истории, в одной из которых описывается правильное поведение, в другой, соответственно, против правил. Затем сценки можно разыграть. Уроки вежливости можно найти на страницах многих детских книжек.

Обучая ребёнка хорошим манерам, важно помнить, что любые нравоучения вызовут лишь отторжение, а приказы чувство протеста. Лучше всего проводить уроки хороших манер для детей во время игры или на конкретных примерах, а самое главное, это постоянно подавать ребёнку свой собственных пример, как положено вести себя в разных местах и в той или иной ситуации.

Уроки хороших манер для детей

Уроки хороших манер для детей в картинках

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Уроки хороших манер для детей

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДРУЖИТЬ

Уроки хороших манер для детей

Основы этикета

Дети не смогут соблюдать все правила поведения, которые должны соблюдать взрослые, но, есть основные, о которых не стоит забывать, воспитывая ребенка.

Самое первое правило хорошего тона — это уважение ко всем людям и взрослым, и детям. Из этого правила плавно вытекают все остальные, ведь, по своей сути правила этикета — это и есть правила уважительного отношения к другим.

Этикет за столом

Что нужно делать:

Основы этикета

Обязательно перед едой мыть руки. Садиться за стол и приступать к еде вместе со всеми. Кушать аккуратно. Есть молча. Не класть на стол локти. Не ковыряться руками в тарелке. Нельзя чавкать. После еды вытереть губы салфеткой. Поблагодарить взрослых за еду.

Чего делать нельзя:

Играть едой. Набивать полный рот. Торопиться. Кушать из чужой тарелки. Использовать в еде чужие ложки, вилки. Разговаривать с полным ртом Баловаться во время еды.

Правила хорошего тона для детей в общении

При встрече со знакомыми людьми нужно здороваться, а при расставании – прощаться. При необходимости использовать «волшебные слова»: «пожалуйста», «спасибо», «извините», «приятного аппетита». К взрослым обращаться по имени-отчеству и на «Вы». Со сверстниками можно общаться на «ты». Нельзя обижать, унижать других детей, обзывать их. Не следует обижаться, жаловаться, ябедничать.

Этикет для детей в гостях

Что нужно делать:

Основы этикета

Обязательно поздороваться с хозяевами дома. Вести себя спокойно. Перед уходом поблагодарить за гостеприимство. Уходя, попрощаться.

Чего делать нельзя:

Приходить в гости без приглашения. Трогать и брать без разрешения чужие вещи. Засиживаться в гостях допоздна. Напрашиваться на чай, угощения, обед. Шуметь и бегать.

Правила этикета для детей в общественном месте

Что нужно делать:

В транспорте следует уступать место старшим. Перед тем как зайти в магазин либо транспорт, сначала нужно предоставить дорогу выходящим. Нужно соблюдать чистоту на улице и в помещении.

Чего делать нельзя:

Основы этикета

Нельзя громко кричать, петь песни. Нельзя заходить в общественный транспорт с едой или напитками. Нельзя тыкать пальцем. При разговоре не перебивать других людей.

Невоспитанный, грубый ребенок никогда не будет иметь авторитет у сверстников, его не будут ставить в пример взрослые. А для развития личности это важно. Поэтому соблюдать правила хорошего тона нужно постоянно и везде.

Как воспитать вежливого ребенка? | Дом и семья

«Вежливость — это одно из тех качеств, которое можно оценить по достоинству, лишь испытав неудобство от его отсутствия». С. Джонсон.

Итак, вежливый человек — это человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Довольно простое толкование. Однако смысл в него вкладываемый родителями может быть совершенно различным.

Читайте также:  Возрастные ограничения для наборов Лего: для чего они нужны?

«Вежливый, воспитанный ребенок — это ребенок, который умеет занять себя сам, понимает, что взрослые — тоже люди, и не нужно постоянно требовать их внимания бесконечными истериками», — говорит мама трехлетнего малыша, остро переживающего кризис.

«Мне хотелось бы, чтобы дочь вела себя более спокойно в общественных местах. Приходим, например, в гости или в поликлинику, а она начинает бегать, громко смеяться, шалить. Мне кажется, что это какое-то невежливое поведение, ведь она мешает другим людям. Мне стыдно за нее. Мне кажется, что люди смотрят и меня осуждают, что не смогла ребенка воспитать».

«Вежливый ребенок — тот, кто не забывает вовремя говорить вежливые слова, воспитанному ребенку не приходится об этом напоминать. К школе это должно быть воспитано в ребенке», — говорит мама шестилетнего мальчика.

Несмотря на значительные различия в понимании вежливости, желаемой своему ребенку, есть в этих толкованиях нечто общее. Вежливое поведение ребенка предполагает знание своих границ и соблюдение границ окружающих, такое поведение позволяет быть ребенку в большей степени и на наиболее комфортных условиях включенным в жизнь общества. Чем более невежлив человек, тем меньше желание окружающих общаться с ним. Таким образом, родители, воспитывая ребенка вежливым, способствуют его социальной адаптации.

Наиболее простой путь воспитания вежливости — личный пример родителей. Уважение к другим, скромность, порядочность — качества, которые ребенок приобретает постепенно, общаясь с родителями, перенимая их опыт. Ребенок легко усваивает формы приветствия и прощания, их своевременность и уместность употребления в зависимости от того, насколько часто сам участвует в этих ритуалах, насколько эти ритуалы приняты в семье. Ребенок учится различным проявлениям вежливого поведения, в том числе и более сложным, таким, например, как выражение благодарности.

Каким образом ребенок осваивает сложные модели вежливого поведения?

 — Сашенька, что нужно тете сказать? — … — Спасибо нужно тете сказать.

Получив несколько таких образцов поведения и похвалу за своевременное выражение благодарности, ребенок усваивает ритуал благодарности, на базе которого затем может развиваться чувство благодарности.

При получении подарка ребенок испытывает эмоции радости, восхищения, счастья и производит рациональную оценку ситуации, рассматривая ее как улучшающую его благополучие, что в совокупности способствует формированию чувства благодарности.

Ребенок, получив подарок, прежде чем испытывать радость, должен оценить нужность-ненужность, приятность дара для себя. Оценив его как нужный и приятный, ребенок испытывает радость, счастье, из которых при многократном переживании мамой и окружающими в ребенке впоследствии воспитывается чувство благодарности.

Когда чувство благодарности воспитано в ребенке, то он знает, что переживание комплекса эмоций радости, счастья, восхищения, как правило, обусловлено ходом каких-либо событий либо действиями каких-либо агентов, данное знание в совокупности с переживаемыми эмоциями и составляет чувство благодарности.

Также ребенок усваивает и то, что, сообщив о своем состоянии тем, кто явился его причиной, ребенок тем самым доставит им удовольствие. Следовательно, предположительно, содействует ответному переживанию ими данного комплекса эмоций и, возможно, создаст для себя перспективы повторного переживания данного чувства.

Таким образом, благодаря за оказанные услуги, говорящий получает репутацию благодарного, помнящего добро человека. В этом заключается социальный аспект благодарности как регулятора межличностных отношений.

Важно быть вежливыми самим, и не только в «публичных» местах, но и дома, в ежеминутном общении с ребенком и другими близкими.

Вежливое отношение к ребенку говорит о том, что он важен для вас как личность, что он заслуживает уважения, как и любой другой человек. Например: «Света, не могла бы ты убрать посуду со стола?» «Артемка, пора ложиться в кровать. Пожалуйста, иди к себе в комнату». «Дима, спасибо за то, что вынес мусор. Я очень ценю твою помощь». «Извини, Катя. Я нечаянно толкнул тебя».

Читайте также:  Что Делать Если Взрослый Сын Врёт И Ворует У Родителей

Вежливое обращение имеет магическое влияние. Атмосфера в доме будет более спокойной и счастливой, а дети будут вежливы с вами. Более того, вежливость поможет им с большей готовностью вас слушать. Вежливое обращение — это то немногое, что вы можете сделать для вашего ребенка. Это принесет большие дивиденды в его дальнейшей жизни — позволит ему быть полноценно включенным в жизнь современного общества.

Когда начинать уроки этикета?

Этикет и правила поведения за столом – важный пункт взросления ребёнка. Однако нужно определиться, с какого возраста можно приступать к целенаправленному обучению.

Обычно специалисты называют срок в 18 месяцев, когда ребёнок начинает активно подражать взрослым, старательно копируя все их действия. Кроме того, именно в этом возрасте малыши уже знакомы со столовыми приборами и более-менее сноровисто ими орудуют.

Всеми этими возможностями необходимо воспользоваться. Прежде всего, следует начать с себя, избавившись от привычки пить молоко из пакета или минералку из бутылки.

Ну и, конечно, следует понимать, что принципы поведения за столом для детей должны быть максимально простыми и соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям. К примеру, глупо требовать от двухлетки умения пользоваться ножом.

Игровая деятельность – важнейший метод обучения ребёнка «застольному» этикету. Придумывая «торжественный раут в королевском дворце» (с участием кукол), можно ненавязчиво познакомить кроху с основными правилами – как в гостях, так и дома.

Выходной — Берем детей на прогулку

На улице, как и дома, как и в гостях, следует соблюдать определенные нормы поведения. Родителям стоит уделить немало внимания для того, чтобы их ребенок хорошо вел себя и на улице.

В обязательно порядке ребенок должен усвоить, что:

  1. Мусор должен находится в урне, а не на земле;
  2. Запрещается ходить по газонам;
  3. Нельзя показывать на людей пальцем, указывать на их недостатки;
  4. Во избежание столкновений с прохожими, идя по тротуару, следует придерживаться правой стороны;
  5. В случае остановки, следует отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим;
  6. Запрещено есть на ходу, лучше остановиться или присесть на скамейку;
  7. Стоит помнить о правилах дорожного движения;
  8. Нельзя покидать место, где родители попросили подождать;
  9. Нельзя посторонним сообщать свой адрес и телефон;
  10. Нельзя уходить с незнакомыми людьми куда-либо.

Хорошо, когда ребенок имеет возможность развиваться культурно. Поэтому родители должны уделять данному вопросу внимание и хотя бы изредка водить ребенка в театры, кинотеатры, музеи, на выставки и т.д. 

Вместе с тем, родителям заранее стоит позаботиться и о том, чтобы научить ребенка хорошим манерам.

К примеру, в театре:

  1. Следует выглядеть опрятно, недопустимо приходить в грязной или рваной одежде;
  2. Следует приходить заранее, чтобы было время привести себя в порядок, верхнюю одежду сдать в гардероб;
  3. Необходимо занять место, особенно если оно расположено в середине ряда, заранее, чтобы потом не пришлось беспокоить остальных зрителей;
  4. Продвигаться по ряду к своему месту следует только лицом к сидящим, извиняясь за неудобства. Не стоит забывать и о словах благодарности;
  5. Во время спектакля запрещается шуметь, делиться впечатлениями, разговаривать по телефону — это можно сделать во время антракта;
  6. Во время спектакля запрещается есть и пить;
  7. Во время спектакля следует сидеть смирно, чтобы не мешать позади сидящим.