7 проверенных методик лечения и избавления от заикания

Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Процент заикающихся в нашей стране колеблется от 1,5 до 2,2%. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Распространенность

Около 1% взрослых людей, независимо от этнической принадлежности, имеют заикание той или иной степени выраженности. Некоторые великие люди имели данный речевой дефект: Чарльз Дарвин, Исаак Ньютон, Уинстон Черчилль и др.

В основном страдают мужчины, что связано с особенностями развития их нервной системы. У них примерно в 4-5 раз чаще диагностируют эту проблему. Нередко заикание развивается у больных эпилепсией, людей с церебральным параличом и другими неврологическими синдромами.

Работа Центра

Под руководством автора методики Лилии Зиновьевны Арутюнян в «Арлилии» работают профессионалы высокой квалификации, получившие специальное образование у автора и имеющие значительный практический опыт.

Обратившись в Речевой центр, вы уже на первой консультации узнаете, как достичь устойчивой нормализации речи. Специалисты дадут вам не только общие, но и индивидуальные рекомендации, зависящие от возраста пациента, «стажа» и причин недуга. Лечение осуществляется по одной из разработанных программ, индивидуально или в мини-группе. Описание программ смотрите на нашем сайте. Основной курс — это 11 дней занятий по 8 часов каждое для взрослых или 15 занятий по 1,5–2,5 часа каждое для детей (в зависимости от возраста), в ходе которых происходит формирование правильных речевых навыков в сопровождении пальцев руки. На этом этапе пациенты уже могут говорить не заикаясь, однако спонтанная речь временно ограничивается. Постепенно временные ограничения снимаются. Последующие микрокурсы позволяют закрепить достигнутое, добиться выразительной, нормальной по темпу речи, в любой ситуации общения без использования пальцев руки.

Какой бы серьезной ни была проблема, в «Арлилии» помогут ее решить. Специалисты центра уверены, что заикание исправимо полностью и навсегда.

Чтобы записаться на консультацию, пожалуйста, заполните нашу анкету, и мы сами свяжемся с вами. Если в Вашем городе есть наше отделение, то на анкету ответит специалист филиала.

Причины возникновения дефекта

Основной причиной заикания старшие люди называют испуг. Но только это является причиной запинок в речи или есть еще что-то? Врачи выделяют три степени развития болезни.

Существует три типа дефекта речи:

  1. Невротический;
  2. Неврозоподобный;
  3. Эпилептический.

Третий тип расстройства речи, характеризуется болезнью головного мозга. Импульсы возникающие в коре ГМ, поражают правильную функциональность аппарата артикуляции. При диагностике ребенка на дефект речи, эпилептический случай проверяется первоочередно, на опровержения данного типа заикания.

Невротическая-это форма расстройства речи, возникающая на фоне психотравмирующих ситуаций, после стресса, испуга.

В основе возникновения заболевания заложенные личностные черты ребенка:

Причины возникновения дефекта
  • Тревожность;
  • Болезненное восприятие различных стрессовых ситуаций;
  • Беспокойность, скажем-невротичность ребенка.
  • Не стрессоустойчивый тип личности, который при грубостях и невежестве в его сторону реагирует заиканием.

Неврозоподобная форма возникает на фоне отклонений при внутриутробном развитии, патологий при вынашивании плода, трудностей во время родов, и развитии ребенка на первых годах жизни. Все это поражает органы аппарата артикуляции, и нарушает формирование прикуса.

Ребенок может расти и заикание никак не будет проявляться до определенных стрессовых ситуаций в жизни, когда он начнет «внезапно» заикаться.

Причины заикания определяются видом расстройства речи. Неврозоподобный характеризуется следующими особенностями:

  1. Формула «родитель-ребенок». Генетическая свойственность-когда дефект от родителя переходит по наследству ребенку;
  2. В период возрастного кризиса;
  3. При заболеваниях, и в случаях ОРЗ;
  4. Как ответ на неудачную адаптацию в школе;на оскорбления со стороны сверстников, может появится расстройство темпа речи у ребенка.

Преодолеваем заикание с помощью упражнений дыхательной гимнастики

Заикание — это, по сути, расстройство, при котором нарушается плавность речи, при этом непроизвольно возникают перерывы в произнесении слогов и звуков. Звуки повторяются, замедляя речь, не давая ей продолжаться. Маленького человека охватывает волнение и ситуация только обостряется. Это нарушение возникает в детстве и в детском возрасте должно подвергаться исправлению.

Читайте также:  7 ответов на вопрос: Как лечить психосоматику?

Заикание может быть двух типов: функциональное, и органическое, которое является следствием других заболеваний.

Причины

Преодолеваем заикание с помощью упражнений дыхательной гимнастики

Какие причины вызывают заикание:

  1. Физиологические: расстройства нервной системы, наследственность, болезни глотки, гортани, последствия кори, тифа, рахита.
  2. Психологические – потрясение, вызванное психоэмоциональным воздействием;
  3. Социальные: недостаточная работа родителей, большие перегрузки, слишком строгое отношение к детям в семье или в среде, где ребенок живет, продолжительное негативное психологическое воздействие близкого окружения ребенка.

Лечение

В современной медицине существуют несколько вариантов устранения заикания, часто их рекомендуется применять комплексно.

Одно из направлений лечения заикающихся детей носит характер профессиональной коррекции, в течении которой логопед должен устранить функциональные нарушения речи. Для этого он применяет специальные индивидуальные программы коррекции, состоящие из логопедических манипуляций, стабилизирующих плавность речи ребёнка.

Преодолеваем заикание с помощью упражнений дыхательной гимнастики

В результате у ребёнка выстраивается правильный ритм дыхания, и он начинает меньше заикаться.

Если в результате обследования малыша обнаружено нервное расстройство, то могут быть назначены медикаментозные средства. Следует помнить, в этом случае нельзя обойтись без консультации с лечащим врачом.

Однако большинство проблем решаются без применения медикментов, поэтому не следует слишком доверять врачам.

Психологически проблемы, даже очень сложные, должны решаться путем тщательной работы над ребенком в семье, медикаменты в большинстве случаев угнетают личность, что может быть опасным для ребенка.

По мнению большинства специалистов, самым эффективным методом исправления дефектов такого рода считается дыхательная гимнастика. Её эффективность заключается в том, что она непосредственно воздействует на речевое дыхание – основу уверенного произнесения звуков.

Преодолеваем заикание с помощью упражнений дыхательной гимнастики

Заикание нарушает плавное чередование звуков, превращая его в прерывистую и неравномерную последовательность. Количество воздуха при выдыхании оказывается настолько небольшим, что произносимая фраза прерывается. Задача этого комплекса — стабилизация дыхания, обеспечение его плавности.

Занятия с пациентами, подверженными таким недугом, концентрируются на конкретной и важной цели, чем объясняется высокая эффективность такого метода для устранения речевых нарушений.

Следует помнить, что лечение заболевания можно начинать только после обращения к специалисту, который обследует пациента, даст рекомендации и будет сопровождать процесс коррекции. Как правило, врач проводит первоначальное обучение малыша и родителей, особенно, в случае выполнения упражнений дыхательной гимнастики при заикании у детей.

Как лечится заикание у детей?

Для лечения логоневроза у детей используются многочисленные терапевтические приемы. Подбор тактики лечения выполняется врачом, исходя из особенностей патологии речи и психики ребенка.

Наиболее популярными методиками нормализации речи при заикании являются:

  • режим молчания (4-6 дневный период безречевого общения при помощи специальных сигналов. Он эффективен для купирования судорог речевого аппарата, стимулирующих новые судороги);
  • логопедическая ритмика – это коррекционное сочетание музыки, речи и движения, предусматривающее многократное повторение вырабатываемых двигательных навыков;
  • дыхательная и артикуляционная гимнастика для тренировки артикуляционных органов и развития речевого дыхания;
  • улучшение мелкой моторики, как способа стимуляции нервных центров в мозге (зоны, отвечающие за речь и движение расположены очень близко);
  • массаж;
  • голосовые упражнения для нормализации речевой моторики и др.

Для устранения мышечного и психического напряжения при заикании используются техники релаксации, которые способствуют эмоциональной устойчивости и концентрации. Нередко назначаются лекарственные препараты, успокаивающие нервную систему и расслабляющие мышцы структур речевого аппарата.

Библиотерапия

Одной из интересных методик психокоррекции заикания является методика логопеда, психолога Ю.Б. Некрасовой. Это уникальная система основана на логопсихотерапии и отличается от других методик использования библиотерапии – специально выбранного для чтения материала. Ее цель – решение личных проблем больного с помощью направленного чтения. Используются художественные произведения, героем которых является персонаж, попавший в трудную жизненную ситуацию, (например, сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»).

По мнению Ю.Б. Некрасовой, заикание – это социальный дефект. Проблема выражается в таких видах семейной дисгармонии, как отношение к заикающемуся как неполноценному, преувеличение значимости дефекта, провокации роли больного или, наоборот, преуменьшение значимости дефекта, что приводит к тревожности, неуверенности ребенка в себе и тормозит его развитие. Сверхтребовательная форма отношения в семье, и как следствие, оправдание неуспеха и уход в заикание. Вся методика строится на семейном чтении по заданию психотерапевта, а затем на групповых занятиях, целью которых является формирование здоровья личности.

Читайте также:  Панические атаки при вегетососудистой дистонии

Этапы библиотерапии

1 этап – пропедевтический. Терапия проводится на расстоянии в переписке заикающегося с его семьей не менее полугода. Этот этап диагностический и мотивационно-стимулирующий: необходимо вовлечь значимых для заикающегося членов семьи в процесс библиотерапии. Это может быть мама, брат или жена участника. Пациент и члены его семьи читают и анализируют различные художественные произведения, каждое из которых преследует свою психотерапевтическую цель, делятся впечатлениями, обозначая свои эмоции. Впоследствии заикающийся может стать автором собственного произведения.

2 этап – сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии или директивное групповое воздействие онлайн. Собираются два круга: первый – сами заикающиеся, второй – их родственники. Психотерапевт проводит внушение в бодрствующем состоянии, его цель – эмоциональные и поведенческие изменения заикающихся и их семей.

3 этап – активная групповая, семейная логопсихотерапия. Сюда входят логопедические занятия по формированию навыков новой речи, преодоление психологических комплексов, улучшение произношения, символотерапия, «якорь» во время речи, кинезитерапия (движения во время речи). Проходит с родственниками два месяца, направлена на поиск положительного во всем.

4 этап – контрольно-поддерживающая логопсихотерапия. Через полгода после основного курса лечения происходит закрепление оздоравливающих психических состояний.

Библиотерапия имеет хорошие результаты по устранению заикания, опосредовано воздействую на мотивационно-потребностную сферу личности заикающегося. Реализуется в индивидуальных и групповых формах, способствуя самопознанию личности и членов группы. Библиотерапия помимо выполнения коммуникативной функции рождает в человеке веру в себя, осуществляет активную поддержку родственников и возрождает традицию семейного чтения. В сети полно разных обзоров интернет казино. Вот таблица честных сайтов казино для игры на депозиты для пользователей СНГ. Лучше всего обращать внимание на проверенные сайты, которые годами работают без проблем. Обращайте внимание на лицензию и сроки вывода выигрышей. Это основные нюансы, на которые стоит обращать внимание.

Задайте вопрос логопеду. Онлайн. Бесплатно.

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Причины, симптомы и формы дизартрии

Другие упражнения

Классическая музыка помогает заикающимся расслабиться, стимулирует развитие чувства ритма и темпа речи. Голосовое следование музыкальному рисунку способствует правильной артикуляции.

Музыка Моцарта, Чайковского богата переходами медленного темпа в быстрый, эта особенность позволяет научиться контролировать силу и равномерность дыхания.

Прослушивание музыки сопровождают движениями – дирижируя или притопывая. После того, как мелодия станет узнаваемой, добавляют голос, повышая и понижая его громкость в соответствии с музыкой.

Кроме масштабного комплекса Стрельниковой, существуют иные виды дыхательной гимнастики:

  1. Ребенок ложится на спину. Вдыхает, надувая живот. После этого делает медленный выдох со звуком «Пфафф». Дыхание – ровное, спокойное. Можно положить малышу на живот мягкую игрушку, тогда он с интересом будет наблюдать, как она опускается и поднимается.
  2. Из ваты делают небольшие шарики и дуют на них вместе с ребенком. Задание потом усложняют, выкладывая комочки на махровое полотенце, когда ребенку понадобится больше воздуха и силы, чтобы сдувать их.
  3. Малыш задерживает дыхание на максимально возможное время.
  4. Мыльные пузыри также послужат хорошей гимнастикой.
  5. Малыш может дуть в воду с помощью соломинки.

ПОДРОБНЕЕ: Гидроцефалия головного мозга и шунтирование

Эти упражнения очень увлекательны для детей. Они будут выполнять их с удовольствием.

Логопедические упражнения

Логопедические или артикуляционные упражнения являются центральным звеном в лечении логоневроза. Они направлены на активизацию основных мышц, участвующих в построении речи: мышц губ, языка, щек, голосовых связок.

К этой группе упражнений можно отнести следующее:

  1. Массаж щек и зубов языком (производится с закрытым ртом).
  2. Надувание и сдувание щек.
  3. Упражнение «Мишка-мишка, где штанишки?» (во время чтения стишка ребенок надувает щеки и легонько постукивает по ним кулачками, чтобы из них выходил воздух с характерным присвистом).
  4. Имитация «разговора рыб» (хлопание губами).
  5. Многократное повторение простых слогов-слов. Легкие скороговорки.

Дыхательная гимнастика от заикания

Упражнения на дыхание при заикании играют важную роль в избавлении от логоневроза, ведь заикающийся человек говорит прерывисто, и часто ему будто не хватает воздуха, чтобы плавно закончить фразу. Наибольшей популярностью пользуется дыхательная гимнастика Стрельниковой. Она состоит из ряда упражнений, которые можно выполнять лежа, сидя или стоя. Основная цель зарядки — контролировать вдохи и выдохи, их частоту, глубину и интенсивность.

Возможны следующие вариации:

  • Сдувать ватный шарик со стола.
  • Дышать с игрушкой (или любым предметом) на животе так, чтобы было заметно опускание и поднимание мышц пресса.
  • Надувание воздушных шариков или мыльных пузырей.
  • Выдувание через соломинку в воду и др.
Читайте также:  Развивающие игры для детей 8 лет

Для коррекции заикания полезны также дыхательные упражнения «Кошка» и «Насос». В первом случае необходимо приседать, поворачивая туловище то вправо, то влево, при этом шумно вдыхая, как бы фыркая, словно кошка. Выпрямляясь, спокойно выдыхать.

Во втором случае нужно наклоняться, стараясь дотянуться руками до пола и шумно, при этом, вдыхая, точно насос втягивает с пола что-то.

Выпрямляясь, спокойно выдыхать. Рекомендуется делать не менее 12 повторов.

Мышечная гимнастика

Как уже было отмечено, в основе логоневроза часто лежат эмоциональные нарушения. Они откладывают отпечаток не только на речевую деятельность, интонацию голоса, но и на мышечный каркас: формируются так называемые мышечные зажимы, которые, в свою очередь, лишь усугубляют положение. Заикающийся человек не может как следует перевести дыхание, в постоянном напряжении находятся мышцы шеи, горла, плечевого пояса. В комплексную терапию заикания необходимо включать упражнения, снимающие излишнее мышечное напряжение:

  1. Попеременное напряжение и расслабление разных частей тела.
  2. Задержка дыхания на 20-30 секунд – развивает легкие и активизирует кровоток, улучшает мышечную силу.
  3. Выпячивание живота, как мячик.
  4. Различные элементы из йоги (подойдут взрослым).

Голосовая гимнастика

Голосовая гимнастика призвана научить пациента управлять своим голосом, не бояться говорить громко и уверенно. Для этого подойдут:

  • Произнесение гласных нараспев.
  • Пение в любых видах.
  • Проговаривание слова с разной интонацией.
  • Имитация голосом различных звуков (пение птиц, стук мячика об пол, цокот копыт и пр.).

Ритмическая гимнастика

Логоритмика при заикании часто нарушена. Упражнения, которые позволяют лучше прочувствовать ритмическую сторону речи, обязательно нужно включать в комплекс:

  1. Отстукивание ритма по столу с последующим повторением.
  2. Хлопание в ладоши одновременно с чтением стихов или пением песен.
  3. Произнесение слов в такт музыке. Музыку нужно почаще менять, а пациент должен успевать подстраивать темп речи под меняющийся ритм музыки.

Советы родителям

Если в семье есть ребенок с заиканием, потребуется внести некоторые коррективы в распорядок дня. Желательно исключить психоэмоциональные стрессы (ссоры родителей, громкая музыка и др.). Обстановка должна быть спокойной и дружественной.

Важно то, как родители реагируют на заикание. Во многом это определяет самовосприятие ребенка. Поэтому ни в коем случае не нужно показывать свою обеспокоенность или раздражение. Общение всегда должно быть спокойным и расслабленным.

При беседе с заикающимся ребенком необходимо придерживаться некоторых правил. Во время разговора нужно:

  • произносить фразы медленно и спокойно;
  • использовать короткие предложения и простой язык, чтобы уменьшить требования к речи;
  • задавать всегда один вопрос и не торопить с ответом;
  • не говорить слишком быстро, у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы понять и выработать ответ;
  • ежедневно находить время для общения один на один, не отвлекаясь на других членов семьи или домашнюю работу.

Когда родители слушают ребенка, нужно:

  • не показывать беспокойство, нетерпение, не пытаться исправить или дополнить речь ребенка;
  • сохранять естественный зрительный контакт;
  • внимательно слушать и не отвлекаться на другие раздражители;
  • делать паузу перед тем, как ответить на вопрос;
  • всегда стараться ободрить собеседника, можно сказать что-то вроде: «научиться правильно говорить очень сложно, для этого нужно время; у тебя все хорошо».

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

Прохор и Пахом ехали верхом. Галка села на палку, палка ударила галку. От топота копыт пыль по полю летит. У быка бела губа была тупа. Водовоз вез воду из водопровода. У Фени фуфайка, у Фаи туфли. На семеро саней по семеро в сани уселись сами. Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь. Пришел Прокоп — кипел укроп. Ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Зажужжала пчела, дожужжалась паука. Чешуя у щучки, щетина у чушки. Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова — не руби дрова на траве двора. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь