5 методов: как развить фантазию и воображение

В числе навыков взрослого человека воображение незаслуженно отодвигается на второй план, ассоциируясь с проявлением детства. В процессе трудоустройства от соискателей требуется стрессоустойчивость, коммуникабельность, никому непонятная креативность, но только в редких случаях воображение.

Что такое воображение?

Воображение – это способность человеческого сознания визуализировать новые идеи или необычные явления благодаря собственному жизненному опыту и памяти. Например, человек легко представит себе своего близкого или какое-то знакомое место, не видя его в данный момент времени, и сможет проводить с ними различные манипуляции. При этом воображение дает возможность не только запоминать прошлое, но и программировать свое будущее.

Одним из проявлений воображения является фантазия (на немецком языке звучит так же, как и воображение). Фантазия – это создание в мыслях новых образов или идей, но таких, которых не существует в действительности. Так появились однажды научные открытия, произведения искусства, а также изобретения, которые человек не мог себе представить много лет назад: самолет, сотовый телефон, интернет и прочие вещи, ставшие теперь для людей привычными.

В свое время Альберт Эйнштейн сказал: «Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, а воображение охватывает все, стимулируя процесс и порождая эволюцию». И это действительно так, поскольку все свои действия человек совершает ради того, чего еще нет, ради воображаемого результата.

Что такое воображение?

Детское воображение и важность его развития

Умение представлять и воображать формируется на основе деятельности. Игра, рисование, лепка на том и построены, что нужно что-то или кого-то изображать.

Воображение как психический процесс заключается в перенесении функции одного объекта на другой, в умении представить целостный образ, опираясь на ограниченное количество деталей.

Воображение дошкольника отличается от той же функции у взрослого. Это связанно с меньшим количеством рамок, которые накладываются на фантазию в дошкольном возрасте.

Особенности воображения дошкольника заключаются в том, что малышу просто отойти от действительности, чтобы объяснить непонятный факт или явление. Это тот цемент, который заполняет пока еще имеющие пробелы в знаниях и помогает лучше познать мир. Если дошкольник уже слышал, что в ракете летают космонавты, то его заинтересует и сам полет. Как проходит космический полет, дополнит его фантазия.

Воображая, дети расширяют границы собственного существования. Ребенок может стать пиратом, прекрасной принцессой, побывать на балу или перенести катастрофический шторм. Его не заботит, бывает ли так на самом деле, а увлекает процесс фантазирования. Даже выдуманные переживания обогащают нравственный и эмоциональный опыт.

С другой стороны, вымышленные образы у дошкольников довольно схематичные и стереотипные. Они наделяют воображаемых персонажей типичными чертами, позаимствованными из знакомых историй и сказок. Развитие воображения у детей нуждается в наполнении образного запаса и освоении новых способов преобразования материала и впечатлений.

Что такое воображение?

Воображение — это способность фантазировать, мысленно представлять несуществующие процессы, явления и предметы. Научная формулировка этого термина не сильно отличается от бытовой. Воображение в психологии – психический процесс формирования образов, ранее не знакомых человеку. Может показаться, что это детство, но при более пристальном рассмотрении становится очевидно, что от воображения зависит вся цивилизация.

Важный компонент воображения – визуализация. Например, гравитационное взаимодействие часто представляют в виде выгнутой сетки, в которой расположены планеты и звезды. Реально гравитацию никто не видит, но благодаря этому изображению удается визуализировать некоторые процессы. Нельзя рассмотреть строение атома или электрический ток, но мы их рисуем в учебниках по физике, чтобы ученикам и студентам легче было усвоить этот материал. Помогает воображение, превращающее сложные процессы в красивые шарики с плюсами и минусами или миниатюрные молнии, двигающиеся по электрическим цепям.

Читайте также:  «Возрастная» реклама: от беби-бумеров до людей Альфа

Когда физики изображают электрон, вращающийся вокруг атомарного ядра, они стопроцентно визуализируют плод своего воображения, ведь электрона как такового нет. Есть электронное облако, в котором компоненты хаотично двигаются, совмещая свойства волны и частицы. Но это явно не шарики, которые изображены в учебнике.

Если бы не воображение ученых и учителей, такие бы картинки так и не появились, а ученикам пришлось бы вникать в сложные формулы, описывающие закономерности микроскопического мира. Но воображение творит чудеса и перед глазами появляется атомарное ядро, похожее на круглую виноградную гроздь, состоящую из нейтронов и протонов. А вокруг них, подобно маленьким лунам, вращаются сферические электроны. Все четко, понятно, просто и стопроцентно выдумано благодаря воображению.

Кроме того, есть еще один «взрослый» аспект развитой фантазии. Этот навык помогает достигать успеха. Дело в том, что человеку проще получить тот результат, который он успел мысленно представить. Например, если боксер проиграл еще до начала боя, он вряд ли выиграет во время схватки. Человек, который настроил себя на поражение, никогда не добьется успеха. Поэтому многие спикеры и мотивационные авторы, такие как Брайан Трейси, Хэл Элрод, Энтони Роббинс и другие, утверждают, что людям необходимо искренне верить в успех, визуализировать в своем воображении те результаты, которые они хотят получить.

Все мы знаем фразу, что «мысли материальны». Как минимум, два закона Вселенной помогают воображению влиять на жизнь человека. Во-первых, это Закон соответствия, ведь человек формирует именно то окружение, которое соответствует его мыслям, словам и действиям. Во-вторых, Закон притяжения, который фактически повторяет предыдущую закономерность. Люди притягивают к себе то, во что они верят, что нарисовало их воображение.

Яркие примеры – это эффекты плацебо и ноцебо, хорошо известные медицинским работникам. Первый эффект связан со способностью пациента выздоравливать только лишь благодаря вере. Эффект ноцебо, еще больше доказывает силу воображения, будучи противоположностью плацебо. Врачи давно подметили психосоматический характер многих болезней. В некоторых случаях пациент буквально придумывает заболевания, которое изначально появляется в его воображении, а уже потом вызывает реальный дискомфорт и симптомы.

Известный французский психолог и фармацевт Эмиль Куэ уверял, что в процессе борьбы силы воли с воображением, победителем оказывается второе. Эти мысли послужили отправной точкой для учения об аффирмациях – самовнушение с целью улучшения жизни и достижения успеха. Так что, роль воображения в жизни человека очень велика и уходит далеко за сферу творчества. Этот навык помогает всем, от представителей самых простых профессий и до первых лиц государства.

Поскольку людей много, встречаются разные темпераменты и типы личности, связанные со скоростью протекания психических процессов, то и такой навык, как воображение, может заметно отличаться по силе своего проявления. Разберем его классификацию и возможные варианты.

Активируйте работу правого полушария

Как известно, левое полушарие отвечает за процессы анализа и логического мышления. Функцией правого является образное восприятие, а также процессы, что связанные с воображением и творческими занятиями. Поэтому, чтобы дать толчок работе «творческого» полушария, необходимо предоставить ему поле деятельности. Самый простой способ – использовать в повседневной жизни левую руку, или даже начать научиться ею писать. Так как правое полушарие, в основном, оперирует образами, полезным будут занятия геометрией или 3-D моделированием.

Попробуйте поиграть с близким человеком в следующую игру

Один человек начинает рассказывать историю, и говорит несколько предложений. Затем историю продолжаете вы, и так далее. Это упражнение очень хорошо помогает расшевелить воображение и настраивает на творческий лад.

Разгадывайте друдлы

Друдлами называют изображения, которые могут быть объяснены по-разному. Это упражнения на развитие воображения, которые доступны каждому – не нужно быть гением, чтобы дать определение простой каракуле. Но друдлы действительно дают простор воображению. Особую пользу они принесут, если после первой пришедшей на ум идеи поломать голову над другими возможными объяснениями картинки.

Как развить мозг на 100 процентов?

Вносите в жизнь как можно больше разнообразия

Отсутствие новых идей часто свидетельствует об эмоциональном застое, монотонности повседневной жизни. Поэтому постарайтесь противопоставить своему рутинному графику как можно большее количество интересных вещей.  Это могут быть путешествия, просмотр фильмов, чтение книг. Самое главное – нужно вытолкнуть себя из привычной колеи. Состояние рутины особенно известно людям творческих профессий – дизайнерам, музыкантам, художникам. Когда им необходимо выполнить творческую работу, но вдохновение никак не приходит, они делают «ход конем» — переключают свое внимание на что-то новое, что даст им новую порцию впечатлений.

Последуйте их способу и вы, так как интересная жизнь – это та самая основа, на которой можно развить фантазию и воображение.

Найдите для себя хобби

Это должно быть то занятие, которое позволит вам каждый день тренировать свою «творческую мышцу». Иногда люди думают, что увлечение должно быть только таким, которое в будущем поможет им стать известными или обеспеченными. Зачастую этому подходу способствуют социальные сети. Ровесники или сотоварищи начинают с какого-либо хобби, а затем открывают собственное дело.

При этом они не забывают демонстрировать в социальных сетях фотоотчет о каждом своем достижении. Тогда человек начинает считать, что хобби – это непременно занятие, которое должно приносить ему деньги. Откровенно говоря, насмотревшись на рекламу спортивной школы, открытой бывшим одноклассником, не всегда можно получить вдохновение.

Поэтому попробуйте отпустить себя и найти занятие именно для души. Пусть это будет написание стихов, лоскутное шитье, или же выращивание дома экзотических цветов. Это хобби должно приносить вам радость, так как развить воображение невозможно путем насилия над собой или желания заработать.

10 книг, которые помогут прокачать мозг

Хорошо развитое воображение поможет достичь успеха в карьере, учебе и частной жизни. Пользоваться всеми его преимуществами могут не только прирожденные креативщики. Даже обладая скромной фантазией, можно улучшить навыки творческого мышления и усилить воображение.

Упражнения для развития воображения: список, онлайн тренировки

› Развитие мозга

Упражнения для развития воображения: список, онлайн тренировки

Нехватка воображения зачастую тревожит людей, обладающих творческой натурой. Подобным личностям, в силу своих способностей и возможностей приходится постоянно сталкиваться с работой, построенной на фантазийных эмоциях.

Упражнения для развития воображения: список, онлайн тренировки

Упражнения, методики и рекомендации ниже, помогут вам определить свои способности к творчеству, обнаружить талант написания статей или романов, рассказов, прокачать уровень писательского воображения. Также эти упражнения для развития воображения у детей: дошкольников и подростков, и взрослых.

Упражнения для развития воображения: список, онлайн тренировки

Сайты для развития воображения онлайн

Упражнения для развития воображения: список, онлайн тренировки

Упражнения, связанные с компьютером отлично могут помочь развитию воображения. Большую популярность заслужили всевозможные онлайн-тренажеры, способствующие развитию воображения в любом месте и в любое время.

Какие бывают виды воображения?

Воображение у детей бывает разным. Существует три основных его вида.

Воссоздающее воображение строится на той информации, которую имеет ребенок. Например, прочитал книгу или выучил урок и изобразил то, что узнал, то есть создал образ по его описанию.

Творческое воображение позволяет создавать новые образы на основе уже имеющейся информации.

Неуправляемое воображение связано с процессами, которые происходят в голове у ребенка, поэтому созданные им образы могут быть непонятными и нелепыми.

Создание образов

Человек создает образы в воображении несколькими способами:

  1. Агглютинация. Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
  2. Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
  3. Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.
Создание образов

Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.

Особенности воображения в дошкольном возрасте

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства[1], когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров.

О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным.

Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.

У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное.

Особенности воображения в дошкольном возрасте

Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

К 6 годам возрастает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Это находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему.

Следует отметить, что в период своего зарождения воображение дошкольника практически неотделимо от игровых действий с материалом, определяется характером игрушек, атрибутов роли. А детей 6 -7 лет уже нет столь тесной зависимости от игрового материала, и воображение может находить опору в таких предметах, которые не похожи на замещаемые. Образам воображения в этом возрасте присуще яркость, наглядность, подвижность.

Старший дошкольный возраст является сенситивным для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).

Начало документа

Читайте также:  «Мастер и Маргарита»: о чем на самом деле писал Булгаков

Способы развития фантазии и воображения

Многие мамы и папы не знают, как развить фантазию у ребенка. На самом деле нет ничего сложного. Нужно лишь постоянно питать мозг малыша новой и интересной информацией, пополнять его словарный запас, эрудицию и накапливать жизненный опыт. Ниже представлены игры, развивающие фантазию и способы развить фантазию у детей.

  • Чтение художественных произведений (сказки, волшебные истории). Можно дочитать до определенного момента, а потом предложить малышу придумать, чем окончился рассказ.
  • Наблюдение за людьми. Вы можете выйти погулять по городу, сесть в парк на скамейку и спросить ребенка, как он думает, какой жизнью живёт вон тот старик в шляпе. Или девушка с собачкой. Если погода не позволяет выйти на улицу, то достаньте фотографии или просто картинки и по ним придумайте свою историю.
  • Ролевые игры. Пусть сын или дочь представят, что они доктор, а мама или папа – пациент. Можно сыграть в магазин, банк, библиотеку. Этот способ ещё будет способствовать созданию коммуникационных навыков.
  • Приучайте малыша к прекрасному. Ходите вместе на выставки, в музеи, театры, кино. Рассматривайте книги с репродукциями картин и фотографий.
  • Создавайте шедевры сами: делайте аппликации, статуэтки из глины, фигурки. Собирайте мозаику и макеты замков и поездов.
Способы развития фантазии и воображения

Помните: фантазия и развитое воображение пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Он будет креативным, любознательным и активным, сможет быстро принимать решения и предвидеть их возможные последствия. Но ваша задача – четко показать ему, в чем разница между беспочвенными фантазиями и творческим мышлением.