4 главные рекомендации, как научить ребёнка самостоятельности

То, о чем мы сейчас расскажем, очень сильно может помочь самим родителям, ведь именно от них зависит, каким вырастет ребенок. Не надо думать, что малыш сам сможет развивать свои способности, напротив: все, чему вы захотите его обучить, будет ему совершенно неинтересно. Тем не менее, сделать это придется. Итак, приступим.

Когда начинать приучать ребенка к самостоятельности?

Малыш сам может подсказать маме, когда настало время ему становиться самостоятельным. Это происходит тогда, когда у него появляется желание делать что-то самому, такой момент важно заметить и не препятствовать его желанию. Для воспитания самостоятельности у детей в такой период нужно только показать, как выполняется правильно, та или иная работа ,а затем только смотреть, как ребенок ее выполняет, если будет нужно, то помочь ему советом.

Нужно спокойно рассказывать о том, как это делается, чтобы малыш смог понять, что делать это действие не сложно, и он сможет с легкостью справиться с ним сам. Новое умение должно приходить непринужденно и легко, это можно преподнести как игру, тогда малыш не будет сопротивляться.

Также, обязательно нужно хвалить ребенка, когда у него что-то получается, а если не получается, похвалить за то, что он взялся за эту работу. Нужно помнить, что похвала является самым приятным вдохновением и стимулом.

А есть ли в природе такое явление, как самостоятельный и ответственный малыш?

Знаете, как-то я поймала себя на мысли, что чужие дети все такие решительные, обязательные. Послушаешь их мам и бабушек, так у них какие-то особые карапузы:

  • все могут,
  • все понимают,
  • думают о последствиях,
  • знают границы дозволенного.

Именно такое определение я даю самостоятельным людям.

Вопрос, а как взрослые этому научили своих малышей? Спрашиваю, и слышу: «и учить не пришлось. Сам такой вырос». И тут я не согласна! Никогда дети не думают о других больше, чем о себе, если их этому не учили! Они не подумают, как их дела или обещания отразятся на ком-то еще, а потому и стремиться не станут, чтобы придерживаться своего слова.

Из этого можно сделать вывод – ответственности можно научить и научиться. А если крохой никто в детстве, не занимался? Ответ прост! Мы разве мало встречаем безответственных людей? К сожалению, они такими могут остаться на всю жизнь.

Тогда вперед, поговорим, что мы можем сделать в такой ситуации, чтобы взрастить у малыша или же, уже у подростка самостоятельность.

Развитие самостоятельности у ребенка

Легче всего оценить уровень самостоятельности детей сейчас, сравнив его с уровнем, который был сто лет назад. Конечно же, не стоит буквально воспринимать абсолютно все обязанности, которые были раньше и требовать от современных детей того же самого. Ткать и прясть даже большинство взрослых женщин не умеет, не так ли?

© Depositphotos

Однако мы можем сравнить количество обязанностей, их сложность и возраст, в котором маленькая девочка сто лет назад считалась уже практически полноценной хозяйкой. Также мы можем сравнить эти факты с тем, что сейчас творится в жизни десятилетних детей.

Читайте также:  Как научиться быть спокойным и не нервничать?

© Depositphotos

Обязанности детей

  1. Дети становились самостоятельными уже в возрасте 5–6 лет. Именно в этом возрасте дочки из крестьянских семей начинали учиться всему, что умела их мама и бабушка. Родители говорили детям следить за тем, как они исполняют свои обязанности по дому, а потом просили сделать какую-то небольшую и простую часть работы.

    © Depositphotos

    Для сравнения, сейчас детей в этом возрасте мало какие родители подпустят к кухне, не говоря уже о том, чтобы доверить младшего братика или сестричку. Возможно, этот возраст действительно не совсем подходящий для того, чтобы доверять такие серьезные вещи, однако молодцы те родители, которые хотя бы начинают воспитывать в детях осознанность и ответственность.

    © Depositphotos

    Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста обязательно, ведь это первый шаг в подготовке их ко взрослой, полной обязанностей и работы жизни.

  2. Раньше дети уже в 10-летнем возрасте ясно понимали, насколько стоит ценить родителей, их труд и заботу. Детям сызмальства прививали любовь и уважение к старшим. Ни о каких капризах не могло быть и речи. И уж точно никаких истерик в магазине по поводу очередной ненужной игрушки или конструктора.

    © Depositphotos

    Дело совсем не в том, что родители на Руси не любили своих детей. Они их очень любили, но они трезво смотрели на жизнь и понимали, что ни в коем случае нельзя отпускать во взрослый и враждебный мир беспомощного младенца в возрасте 18 лет.

    А поскольку возрастные рамки были немного иными и взрослая жизнь начиналась уже лет в 16, соответственно и приучать к труду и ответственности тоже начинали гораздо раньше.

    © Depositphotos

    Если ты на самом деле любишь своего ребенка, то сделаешь большую услугу его будущему, если уже в раннем возрасте начнешь воспитывать его и приспосабливать к всему тому, что ждет его в мире взрослых.

  3. Крестьянский быт был совсем нелегок. Маленькая девочка в 10 лет должна была уметь ткать, шить, готовить, присматривать за хозяйством и за младшими братьями и сестрами.

    © Depositphotos

    Более того, многие уже подрабатывали в этом возрасте. Соседи часто нанимали маленьких девочек, чтобы те присматривали за малыми детками. Расплачивались часто продуктами, бывало, что и деньгами.

    © Depositphotos

    В наше время многие находят работу или даже первую подработку лишь после 20 лет. Конечно же, есть разные случаи и разные подростки. Всё зависит от воспитания и собственного примера. В семье, где отец прививает мальчику ответственность и желание обеспечивать себя и свою семью, молодой мужчина ни за что не возьмет родительские деньги и постарается сам помогать семье, как только сможет.

Родители должны любить своих детей. Однако многие мамы и папы немного не понимают, что развитие самостоятельности у детей младшего возраста — это и есть наивысшее проявление родительской любви.

© Depositphotos

Конечно же, надо обнимать своего малыша, дарить ему подарки и каждый день говорить ему, насколько он для тебя дорог и какую большую роль он играет в твоей жизни.

Но вот чего не стоит делать, так это превращать свое чадо в пуп земли, исполняя малейшее его требование. Ребенок должен радоваться и ценить подарки, ведь это нечто особенное, что случается нечасто.

В то же время не стоит превращать в подарки покупку нужных вещей. Например, часто родители покупают куртку или новые зимние ботинки, представляя это как подарок к празднику. Такое отношение может нарушить представление ребенка о празднике и сильно его разочаровать.

Любите своих детей и начните заботиться об их будущем уже сейчас!

Рекомендации для родителей

Чтобы приучить ребёнка к организованности и самостоятельности, родителям нужно сдерживать свои порывы. Это нелегко, особенно для перфекционистов, которые при виде неправильно почищенной картошки или не до блеска отмытого пола впадают в истерику.

Приведённые ниже рекомендации помогут научить детей самостоятельности и сохранить здравомыслие.

Рекомендации для родителей
  • Проявить терпение и снисходительность. Увидеть различия между собой и ребёнком. У активного, общительного родителя может расти пугливый и медлительный малыш, и это нормально.
  • Снизить требования. Не стоит требовать блистательного результата с первой попытки, ведь это невозможно. Цель здесь – постепенное развитие, шаг за шагом. И каждое действие, выполненное самостоятельное, пусть даже не идеально, достойно похвалы.
  • Понизить уровень контроля. «Недостаток» самостоятельных детей в том, что они неудобны. Они могут не слушаться, а многих родителей это бесит. Как научить детей самостоятельности, если направлять их каждый шаг и требовать беспрекословного подчинения? Возможно ли это?
  • Лениться. Опытным путём установлено: самостоятельные дети растут у ленивых родителей. При сохранении необходимого баланса дети получают пространство для маневров, могут сами приготовить себе еду, подготовить себе одежду для прогулки, сделать уроки. А всё потому, что родители слишком ленивы, устали или заняты, чтобы делать все действия за детей. Баланс важен для того, чтобы дети не чувствовали себя отверженными, но с пониманием относились к тому, что в данный момент времени нужно сделать то или иное без помощи родителей.

Воспитание хороших привычек

Правильное воспитание невозможно без здоровых привычек. Если вы хотите привить ребенку любовь к физической активности, тоже начните с себя. Делайте вместе с ребенком зарядку, устраивайте совместные пробежки, катайтесь на велосипедах, коньках.

Не поучайте ребенка, что благодаря спорту он вырастет сильным и здоровым. Физическая активность должна восприниматься как норма. И тут поможет только ваш личный пример и совместные занятия.

Полезные пищевые привычки тоже не стоит навязывать. Ведь сморится это не очень искренне, когда мама заставляет, сына есть брокколи, а сама угощается пирожным. «Правильная еда» должна быть не прерогативой ребенка, а частью семейного уклада. Это не значит, что сладости и «вредности» нужно запретить. Но они должны быть как приятный бонус, а не основа рациона.

Рациональные траты и финансовая грамотность – еще одни составляющие воспитания ребенка, приспособленного к жизни. Уже 4 – 5 летних детей можно привлекать к походам в магазин в качестве активного участника, а не стороннего наблюдателя. Вместе с ребенком составляете список покупок, следуйте ему.

Дети постарше могут принимать участие в обсуждении семейных трат. Ребенок должен понимать, что есть обязательная часть бюджета – коммунальные услуги, покупка еды, оплата кружков и секций. И только после этого идут затраты на развлечения, подарки и прочее. Научите ребенка откладывать подарочные деньги для покупки «стоящих» вещей.

Воспитание хороших привычек

Прививайте детям любовь к обучению. Нет, сейчас речь не о нудной домашке, а новых навыках, хобби, тематических знаниях. Если ребенок видит,  как родитель с увлечением читает, изучает астрономию или учится мастерить что-то, это привьет ему любовь к «полезному» досугу. Развивайтесь сами, делитесь знаниями с ребенком и поддерживайте его интерес к чему-то, кроме гаджетов и мультфильмов.

Полезными и для вас, и для вашего ребенка будут:

  1. Доброта к себе. Детская самооценка часто зависит от похвалы взрослого. Да и мы сами нередко ориентируемся на мнение окружающих. Поэтому важно уважать и любить себя, не заниматься самоедством, а прощать слабости и рационально смотреть на допущенные ошибки. Если ребенок видит, что мама или папа, допустив промах, говорят о себе уничижительно, он воспримет это как норму. И в случае любых трудностей будет винить себя, а не искать пути выхода из сложившейся ситуации. Ребенок лидер благодаря правильному воспитанию, будет верить в себя в любой ситуации.
  2. Самоанализ. Понимание своих чувств, причин своих поступков полезно каждому из нас. Если мы проговариваем ребенку свои эмоции и поведение, мы учим его самоанализу. Впоследствии ему будет проще принимать и понимать себя.

Оставьте в своей жизни творчество и приобщайте ребенка к нему. Помните цель занятий – не воспитание великого художника или музыканта. А возможность проявить себя, раскрыть свой потенциал.

Методика Жан Ледлофф

Известная психолог Жан Ледлофф создала свою методику естественного воспитания, вдохновившись отношениями детей и родителей в индейском племени якуана. Она заметила, что в их семьях нет телесных наказаний и криков родителей, а дети, в свою очередь, не манипулируют плачем и помогают взрослым по своей инициативе. Обо всех своих наблюдениях она подробно рассказала в книге «Как вырастить ребенка счастливым».

Как воспитывать

Принцип, на котором основана вся методика, прост: в матери изначально заложено все, что требуется для правильного воспитания детей. Главное – прислушиваться к своим ощущениям и потребностям ребенка.

Чтобы малыш мог чувствовать себя любимым и не обделенным вниманием, мама должна как можно больше времени проводить рядом с ним (особенно в младенчестве).

Об отношениях с детьми можно рассказать несколькими тезисами:

Методика Жан Ледлофф
  • пока ребенок не научился ползать, важно дать ему возможность проводить на руках у мамы столько времени, сколько потребуется;
  • чем больше малыш принимает участие в повседневных делах родителей, тем легче проходит его процесс социализации;
  • кормление по требованию;
  • опека только мешает развитию ребенка, он должен иметь возможность узнавать новое и исследовать окружающий мир;
  • оценивать лишь поступки детей, а не их личность;
  • мама должна быть другом и помощником, который всегда будет рядом.

Преимущества и недостатки

Преимуществами методики Ж. Лидлофф является:

  • близость мамы и малыша с первых дней его жизни помогает сформировать его базовое доверие к миру, заложить основу для воспитания счастливого и здорового человека;
  • отсутствие ограничителей передвижения, таких как манежи, помогает детям избежать проблем с речью и лучше чувствовать свое тело, ориентироваться в пространстве;
  • понимание родителями, что они правильно воспитывают детей, способствует гармонии в отношениях семьи.

К недостаткам относят тот факт, что не все принципы и советы индейцев можно соблюдать и применять в современном мире.