14 распространенных ошибок в воспитании, которые калечат психику детей

Все родители мечтают о том, чтобы вырастить из своего чада достойного человека. Для этого они изучают большое количество литературы с одной целью – узнать, какие методы воспитания оказывают положительное влияние на малыша. Но не всегда родители достигают намеченной цели, иногда их попытки приводят к обратному эффекту. Поэтому важно знать основные ошибки в воспитании детей, которые взрослым следует избегать.

Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка

Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Это связано с интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо выделяется первый год жизни. Известно также, что поведение матери по отношению к ребенку этого возраста, тоже отражено в его генетической программе , и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно разделить на “ожидаемое” (т.е. предусмотренное генетически) и “парадоксальное” (несоответствующее генетической программе). Помешать процессу развития ребенка может стресс, который сегодня рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Для грудного ребенка стрессом будет являться любое несоответствие между генетически предусмотренной и реальной ситуацией. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором. А теперь давайте рассмотрим воздействие стресса на развитие головного мозга и психики грудничка. Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его. В этом отношении нервная система имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям проведенным и описанным Науменко Е.В. и другими авторами “даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям” в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства. Другой исследователь Дернер Г. на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, “способных вызвать физиологические и/или психологические нарушения его функций в последующей жизни”. По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, “миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития”. Особое внимание исследователь обращал на ряд факторов, которые он относит к числу опасных в период развития мозга в раннем возрасте. Одними из них являются стресс, психосоциальная депревация и гипоксия или асфиксия. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к детям первого года жизни, к которому, в частности, относятся искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание, проныривание, моржевание/обливание холодной водой и т.д., является стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики.

Неправильное воспитание: основные типы

Условно поведение родителей и их позиции, связанные с неправильным воспитанием, можно разделить на следующие типы.

Холодное равнодушие

В этом случае родители уделяют ребенку слишком мало времени. Недостаток ласки и любви — самое худшее, что может произойти с ребенком, а еще хуже то, что родители зачастую сами не замечают, что их дети испытывают недостаток внимания.

Равнодушие может привести к развитию комплекса неполноценности.

Чрезмерная забота

Из-за своей любви взрослые готовы буквально на все, только чтобы их ребенок чувствовал себя хорошо.

Гиперопека лишает индивидуальных черт характера, мешает раскрыть творческий потенциал.

Дети не могут принимать сложные самостоятельные решения, они просто не умеют. В результате ребенок становится слишком зависим от взрослых, даже когда достигает совершеннолетия.

Чрезмерная свобода

Еще одна популярная крайность. Неправильное воспитание детей без каких-либо ограничений приводит к тому, что ребенок начинает творить все, что ему вздумается и родители утрачивают свой авторитет. С другой стороны, это довольно удобная позиция — ребенок всему учится сам, без чьей-либо помощи. Однако из-за этого дети ощущают себя брошенными и незащищенными.

Подавление авторитетом

В подобных семьях с детьми часто общаются на повышенных тонах и критикуют почти каждое их действие. Пережить такое довольно тяжело. Родители должны осознавать происходящее и осуществлять свои попытки ободрить малыша, даже в том случае, когда у него не получается сделать что-нибудь. Но при этом важно оставлять хоть немного личной свободы.

Воспитание гения

Отдельная категория современных родителей считает, что если загрузить ребенка различными кружками, школами и занятиями, то он не только правильно усвоит весь материал, но и будет прекрасно разбираться во всем, что не соответствует возрасту. Это провоцирует только одно — падение успеваемости. Также постепенно начнет ухудшаться его характер.

Читайте также:  Мозг человека – строения и функции головного мозга

Слишком высокая физическая и умственная нагрузка негативно повлияет на любого взрослого, а для детей такое становится невыносимым испытанием, особенно на фоне резвящихся одноклассников.

Важно давать детям свободу.

На самом деле, типов родительских ошибок намного больше. Научиться воспитанию ребенка очень сложно, на это, порой, уходит вся жизнь.

Принципы, которых должна придерживаться семья сформулировал еще П. Ф. Лесгафт:

  1. На первом месте идет правильное психическое развитие ребенка.
  2. На втором — отсутствие произвола в действиях воспитателя.
  3. Третье — слова должны подкрепляться делом, поскольку дети воспринимают именно дела и поступки родителей, а только потом их слова. Всегда следует показывать собственный пример.

Как правильно вести себя родителям?

Если вы уже не знаете, что делать, силы и нервы покидаются вас, хочется физически наказать дитя, сделайте вдох, затем выдох, соберитесь, успокойте свои нервы и действуйте, согласно инструкции:

  • Спокойно объясняйте ребенку, почему «нужно», а почему «нельзя». Так малыш будет лучше понимать вас.
  • Не вздумайте менять правила. Нельзя сегодня, нельзя будет и завтра, послезавтра, то есть всегда. Предупредите бабушек, дедушек, чтобы тоже действовали согласно общим правилам. Вы не разрешаете много сладкого, бабушка не должна обкармливать его вкусняшками.
  • Не сюсюкайтесь. Даже до года не стоит сюсюкаться, нужно сразу объяснять малышу, что и как.

Если ребенок отказывается вас слушать, проявите мудрость. Чтобы быстрее собрал игрушки, устройте «Веселые соревнования» с поощрительным призом. Не хочет укладываться спать? Обязательно купайте его в ароматной ванночке, затем читайте сказку. У малыша начнет вырабатываться привычка, он потом сам будет приносить вам книжки.

Когда ваше чадо хорошо себя ведет, помогает, реагирует на ваши просьбы, хвалите его. Дети любят, когда родители ими гордятся.

Внимание! Для послушания нужен строгий режим дня, в котором будет сон и питание.

Иногда не стоит спешить отказывать в чем-то малышу. Захотел ребенок попрыгать по лужам, в чем проблема? Наденьте старенькую одежду, резиновые сапожки, если теплая погода – вперед. Вспоминайте свое детство.

Если видите, что ваше чадо слишком активное, направьте энергию в нужное русло. Хочет рисовать? Купите краски, альбомы, сядьте с ним вместе и творите. Нравится лепить? Не обязательно покупать вредный пластилин, приготовьте папе на ужин вкусные домашние вареники, пельмени.

Читайте также:  «Ты нам нужен!». Как уберечь подростков от рискованных увлечений?

Ответы психолога

Как уложить спать непослушного ребёнка?

  1. Создайте сонные ритуалы: в одно и то же время производите с ребёнком одни и те же действия в одинаковой последовательности. Чистите зубы, умывайтесь, пейте кефир или молоко, укладывайте спать кукол.
  2. Поговорите о чём-то приятном, но спокойном, не возбуждающем.
  3. Почитайте сказку.
  4. Включите тихую музыку, белый шум, звуки природы.
  5. Погладьте, обнимите, скажите, как сильно вы его любите.
  6. Пообещайте, что, если проблем со сном не будет всю неделю, на выходных вы сходите поесть мороженое.

Как заставить его кушать?

  1. Вовлеките его в процесс приготовления еды.
  2. Украсьте стол, поставьте самую красивую и яркую посуду.
  3. Все приёмы пищи должны быть в одно и то же время. Никаких кусочничаний между ними.
  4. Ребёнок не должен сидеть за столом один. В трапезе должны принимать участие как минимум двое.
  5. Не заставляйте его есть насильно, постарайтесь разговорами на посторонние темы отвлечь его от еды, и он сам не заметит, как съест её.
  6. Не готовьте те блюда, которые он ненавидит.

Как подготовиться к школе или детскому саду, если ребёнок нервный и непослушный?

  1. В первую очередь записаться на обследование у психотерапевта, при обнаружении патологий пройти курс лечения.
  2. Не брезговать консультациями семейного или детского психолога.
  3. Уделять ему больше времени.
  4. Заранее поговорить с воспитателем в саду или учителем в школе, чтобы предупредить их об особенностях его поведения. Выработать с ними единую тактику воспитания.

Даже самые запущенные в плане воспитания дети поддаются коррекции. Их можно взять в руки, привить навыки общения, помочь в социальной адаптации. При правильной линии поведения со стороны родителей и профессиональных консультациях проблема решаема, но до определённого возраста. Если рекомендуемые меры не были предприняты до полового созревания, в подростковом периоде это чревато расстройствами личности и девиантным поведением.

Вам также может быть интересно:

Неспособность увидеть в ребенке личность

Многие родители воспринимают детей как свое продолжение и отказываются принимать тот факт, что ребенок – отдельная личность со своими желаниями и потребностями. В большинстве случаев это приводит к тому, что через свое чадо мамы и папы пытаются решить собственные проблемы и прожить жизнь так, как у них не получилось. К примеру, ребенка, который грезит бальными танцами, отдают в шахматный кружок, потому что папа с детства хотел ездить на турниры, но не было возможности. Будет ли ребенок счастлив при таких обстоятельствах?