12 причин плохой учебы школьника и способы борьбы с ними

Известно что от 15 до 40% учеников испытывают различные трудности в обучении. Раньше считалось, что основная причина плохих оценок – это проблема неблагоприятной социальной среды. Но последнее время все чаще картина выглядит иначе: ребенок из благополучной семьи становится аутсайдером в школе.

Суть и смысл оценки

Оценка показывает, какой у ребёнка уровень успеваемости, как хорошо он понял и запомнил материал. Но ученики не всегда об этом думают. Для некоторых оценка – это показатель престижа в классе и в семье. Оценка имеет и психологический вес. В некоторых семьях за пятёрки и четвёрки поощряют школьника, дарят ему подарки. А за тройки и двойки наказывают, иногда даже доходит до рукоприкладства.

Нельзя забывать о том, что учёба – это двусторонний процесс работы и ученика, и учителя. Значит, оценка показывает не только то, на что способен ребёнок, но и то, как преподаёт учитель. Иногда бывает так, что педагоги ставят оценку не за знания, а из-за личного отношения к школьнику. Это неправильно. Если вы считаете, что ваш ребёнок знает предмет, дома он доказывает вам это, а в итоге в очередной раз приносит «лебедя», стоит подойти к учителю и выяснить, в чем дело. Вполне возможно, что тот превышает свои полномочия просто потому, что они с вашим малышом что-то не поделили.

Несформированность психических функций

Нейропсихологи условно разделяют мозг человека на три блока.

  • Первый

    отвечает за энергоснабжение, необходимое для нормальной работы высших отделов коры головного мозга.

  • Второй

    обеспечивает получение, переработку и хранение информации — это блок памяти, восприятия предметов и пространства.

  • Третий

    обеспечивает программирование движений и действий, и самоконтроль.

Если увидели, что ребенок быстро утомляется при исполнении домашних заданий, учитель жалуется, что на уроке он зевает, вертится и мешает другим детям, воспринимает малую часть информации, то можно предположить, что у ребенка проблемы с развитием первого блока мозга. То есть, мозгу не хватает энергии.

Несформированность психических функций

Если у малыша проблемы с вниманием, плохой почерк, он часто ошибается при устном счете, плохо запоминает и ему сложно учить наизусть, то, скорей всего, пострадал второй блок мозга.

Проблему развития третьего блока можно предположить когда:

  • Школьник не может или не хочет контролировать свое поведение на уроках и переменах;
  • встает во время уроков;
  • выкрикивает ответы;
  • забывает или теряет вещи в школе;
  • не может действовать по правилах.
  • Пишет с глупыми ошибками.

Рациональный подход

В порыве можно накричать или наговорить кучу всяких обидных гадостей, а потом винить себя за это. Кроме того, при таком поведении есть шанс просто потерять доверие ребёнка. Он в дальнейшем будет бояться рассказать о своих оценках, прятать их, а если с помощью наказания и криков вы и заставите его учиться на одни пятерки, то это будет делаться не из желания получать знания и не из интереса к предметам, а из страха — страха ошибиться, страха оказаться не таким, каким его хотят видеть. Представьте, в каком напряжении тогда будет пребывать ученик! Поэтому, чтобы мысленно не ставить самим себе «двойку» за проявленную реакцию на плохую отметку, давайте научиться действовать «на пять». Если ребёнок получает «пару», то:

  1. Не ругаем.
  2. Выражаем озабоченность и даже расстраиваемся. Причём, расстраиваемся не тому, что «ученик, оказывается, неуч», а тому, что «такое неприятное событие случилось с ребёнком и нами», «что-то в обучении пошло не так».
  3. Разбираем обстоятельства получения плохой оценки.
  4. Отрабатываем вместе с учеником материал, пытаясь помочь разобраться в том, что не получается.

проблемы среды, семьи, быта и действия по их решению

К таким проблемам можно отнести не располагающие к учебе условия обучения и жизни школьника, такие как:

  • Низкий уровень благосостояния семьи (или неудовлетворенность им);
  • Район, где расположена школа (фабричная окраина, удаленный микрорайон и т.д.);
  • Напряженная, сложная в социальном или в психологическом плане обстановка в школе или в классе (конфликты между учениками на почве социального или другого неравенства, предвзятое отношение учителей);
  • Неблагоприятная обстановка в семье (постоянные ссоры между родителями или между детьми, а чаще то и другое).

Проблемы неблагоприятной среды родители, как правило, выявляют сами. Семейные и бытовые причины, мешающие ученикам получать знания, выявляют учителя, например, после обследования жилищно-бытовых условий жизни ребенка.

Для улучшения бытовых условий можно:

  • Изменить материальное положение семьи, или отношение к нему.
  • Сменить школу, выбрав ее вместе с ребенком, по принципу:
  • учебной направленности (специализация в соответствии с учебными интересами школьника);
  • благоприятной для учебы атмосферы (наличие активно работающих кружков и секций).
  • Создать благоприятный, интеллектуально активный климат в семье (родители, занимающиеся повышением своего профессионального или персонального уровня – лучший пример для подражания).
  • Составить режим дня школьника и мягко контролировать его соблюдение.
  • Создать и технически обустроить удобное рабочее место для занятий (соответствующая высота и размер письменного стола и стула, наличие хорошего освещения и т.д.).
  • Обеспечить наличие количества канцелярских принадлежностей.
  • Обеспечить наличие у школьника всех учебников, художественной и справочной литературы.
  • Размещать наглядную информацию на стенах детской комнаты (яркие плакаты с изображением алфавита, географических и политических карт мира и т.д.).
  • Организовать здоровое питание и проведение регулярной влажной уборки.
  • Обеспечивать отсутствие шума и спокойную обстановку в помещении, где занимается школьник.

Сравнение с отличниками

Каждый второй родитель повторяет своему ребенку: «А Таня учится лучше, чем ты. Таня — хорошая, а ты нет». Конечно, пристыдив своего ребенка, вы можете добиться того, что в итоге он действительно станет учиться лучше, но целью такой учебы все так же не будет являться получение знаний. Ваш ребенок будет зубрить и хитрить лишь для того, чтобы утереть нос более удачливой Тане. Да, в итоге вы добьетесь желаемого, но лишь отчасти, поскольку к хорошим оценкам у вашего ребенка прибавится сомнение в себе и собственных силах, а самооценка подкосится еще в детстве.

Не стоит с малых лет внушать ребенку, что он ничего не стоит, при этом добавляя: «Вот есть же усердные и умные дети». Лучше хвалите своего горе-ученика, хвалите за все, за что только можно.

Покажите, что верите в него, готовы помочь и ни в коем случае не считаете, что есть кто-то лучше, чем он. Родители-союзники, а не родители-враги нужны ребенку, который и сам понимает, что пока не слишком успешен в школе.

Читайте также:  Неврозы (Невротические расстройства)